«О современных подходах к развитию системы информационной безопасности в формате ОДКБ»

В условиях усиливающейся хаотизации глобального миропорядка, сопровождающейся эрозией системы международного права и размыванием роли ведущих международных институтов, все более четко прослеживается тенденция к «сбрасыванию» США и их союзниками своих нарастающих противоречий с основными политическими оппонентами в информационное пространство. Причина этого кроется в убежденности коллективного Запада в том, что добиться ослабления позиций своих стратегических противников путем задействования информационно – пропагандистского ресурса ему проще и дешевле, чем прибегать к традиционным военно-силовым приемам, что сопряжено с серьезными финансовыми издержками, репутационными рисками и человеческими жертвами. Преимущества инструментария, используемого в информационном пространстве перед реальными битвами на полях сражений, по мнению западных партнеров, очевидны: он менее затратен, бескровен, и практически ничем и никем не контролируется.

Попытки России и её союзников переломить эту тенденцию и побудить Запад совместно разработать правовую регламентацию действий в информационной сфере успеха пока не приносят. Многочисленные обращения Москвы в адрес западных партнеров с предложением инициировать многосторонний конструктивный разговор о взаимных правилах поведения в киберпространстве, как правило, игнорируются, а диалог по тематике международной информационной безопасности между РФ и США как в двустороннем формате, так и на площадке ООН вот уже не первый год буксует.

Откровенное нежелание связывать себя конкретными нормами поведения в информационном пространстве не в последнюю очередь объясняется господствующими в среде западных партнеров представлениями об их технологическом превосходстве в сфере развития ИКТ, что ставит Запад в доминирующее положение по отношению к его политическим оппонентам. Примером подобного подхода служит позиция властей Великобритании, выступающей в роли вдохновителя нынешней русофобской кампании в мире. Так, в конце сентября британский канал Скай Ньюс, со ссылкой на источники в правительстве, сообщил об увеличении числа сотрудников атакующего подразделения кибервойск Великобритании в четыре раза – с 500 до 2000 человек для «сдерживания государств, которые хотят нанести нам вред». Мотивировка подобного решения при этом звучала предельно цинично: «У Британии нет достаточных ресурсов для отражения агрессии Кремля, кроме баллистических ядерных ракет «Трайдент».Поэтому в министерстве обороны решили сделать ставку на кибервойска и развить их до такой степени, чтобы они могли выключить свет в Кремле».

   При этом Вашингтон и Лондон мало занимает тот факт, что распространяемый ими постулат о технологическом отставании РФ с её «разорванной в клочья экономикой» в сфере ИКТ находится в прямом противоречии с распространяемыми ими же в мировой медиасреде тезисами о всемогущих российских хакерах и спецслужбах, подрывающих демократические основы едва ли всех западных государств, включая процесс выборов президента в США и референдум о выходе Великобритании из состава ЕС.

Выбор, сделанный западными партнерами в пользу продолжения и наращивания масштабов информационной войны против своих геополитических и геоэкономических противников, очевиден. Стратегия и тактика современной комплексной «гибридной» войны предполагают применение ими информационных технологий в деструктивных целях непрерывно, на всех этапах противостояния, против конкретных государств и их содружеств, для оказания систематического информационно-психологического воздействия на целые народы. В результате технологические атаки на объекты критически важной инфраструктуры исчисляются десятками миллионов в год, десятками тысяч фиксируются преступления в сфере информационных технологий. Только в России ущерб от компьютерных атак в 2017 году составил 600 млрд. рублей. В целом же предполагаемый ущерб от компьютерных атак по последствиям воздействия на ОКВИ, по оценкам экспертов, может быть вполне соизмерим с последствиями от применения ядерного оружия.

   Все эти явления напрямую влияют на формирование единых подходов к вопросам информационной безопасности государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности. Процесс кристаллизации этого единства в рамках Организации не был ни простым, ни быстрым. Он занял не одно десятилетие и испытал на себе воздействие сложного многообразия политических, экономических, этно-конфессиональных и культурно - исторических факторов и опыта развития государств - членов ОДКБ. Решительный разворот в сторону понимания важности этой проблематики произошел в начале «нулевых» годов. Именно в этот период, обретя в 2002 году официальный статус полноценной региональной международной организации, ОДКБ стала системно заниматься анализом современных вызовов и угроз коллективной безопасности и в этом контексте обратила особое внимание на проблематику информационного противодействия этим вызовам. К сторонам приходило осознание того, что вопросы эти сложные, многогранные, затратные в финансовом отношении и требующие системной подготовки специалистов особого профиля. К активизации сотрудничества на этом направлении государства-члены в определенной степени подтолкнуло и то, что мир вступил в эпоху информационных войн, которые потребовали от ОДКБ адекватного реагирования на процессы, происходящие в мировом информационном пространстве. Не следует забывать и того, что указанный временной период ознаменовался событиями 2004 года на Украине и 2005 года в Киргизии, которые имели все признаки «цветных революций». Требовалось осмыслить уроки этих событий и начать предпринимать в формате ОДКБ меры, исключающие подобные рецидивы в дальнейшем.

В последующие годы происходил взрывной процесс дальнейшей актуализации тематики, связанной с информационной безопасностью, затрагивающей самые чувствительные сферы деятельности суверенных государств – их внешней, внутренней, военной, финансово-экономической политики. Это подводило государства - члены к осознанию необходимости консолидации их общих усилий перед лицом высокотехнологичных угроз в сфере ИКТ. В случае с ОДКБ ситуация кроме того усугубляется тесным переплетением этих вызовов в зоне ответственности Организации с угрозой международного терроризма. Все это вместе взятое приводит к тому, что потребность в создании эффективных механизмов взаимодействия государств – членов в интересах повышения уровня их информационной безопасности стремительно «уходит в отрыв» на фоне других вызовов, угрожающих их стабильности и благополучию.

На фоне происходящей ныне эскалации информационного противоборства и объективного роста связанных с ним информационных вызовов и угроз государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности вынуждены принимать конкретные меры для защиты своих интересов в информационном пространстве. Эти меры обозначены в Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, принятой в 2016 году на саммите Организации в Ереване. В документе следующим образом сформулированы меры, направленные на решение коллективных задач в сфере информационной безопасности:

– формирование системы информационной безопасности государств – членов ОДКБ;

– развитие межгосударственного сотрудничества и укрепление межведомственной координации в сфере обеспечения информационной безопасности;

– совершенствование механизмов по противодействию угрозам в информационной сфере;

– проведение совместных мероприятий по противодействию и нейтрализации противоправной деятельности в информационно-телекоммуникационном пространстве государств – членов ОДКБ;

– взаимодействие в вопросах обеспечения международной информационной безопасности;

– выработка согласованных правил взаимодействия в информационной сфере, продвижение их на международный уровень;

– создание условий и реализация совместных практических мероприятий, направленных на формирование основ скоординированной информационной политики в интересах государств – членов ОДКБ.

Эти коллективные меры нашли отражения также в Соглашении о сотрудничестве государств – членов ОДКБ в области информационной безопасности, подписанном в 2017 году, а также в более чем 15 документах, в разное время принятых в рамках Организации и сформировавших её правовую основу в этой сфере.

   Важным вкладом в коллективные усилия государств-членов ОДКБ в борьбу с вызовами их коллективной безопасности в условиях роста информационных угроз призвана стать реализация принятого на прошедшей 8 ноября с.г. в Астане сессии   Совета коллективной безопасности ОДКБ Плана мероприятий по развитию скоординированной информационной политики в интересах государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности. Среди прочего, указанный документ предусматривает противодействие угрозам использования информационных и коммуникационных технологий для осуществления негативных действий в отношении государств-членов ОДКБ, а также проведение мероприятий, направленных на формирование общественного сознания с целью неприятия идеологии международных террористических и религиозных экстремистских проявлений.

Последний аспект чрезвычайно важен для государств - членов ОДКБ, особенно тех, что расположены в центральноазиатском регионе. Они ныне испытывают на себе мощное воздействие международных террористических организаций, занимающихся через СМИ и Интернет вербовкой своих сторонников с прицелом на их последующее использование для дестабилизации внутриполитической ситуации в указанных государствах. Учитывая высокий уровень интернетпроникновения в государствах – членах ОДКБ, которое высокими темпами растет с каждым годом, социальные сети ныне служат той средой, в которой разворачивается серьезная борьба за умы в первую очередь молодых людей. Не секрет, что для этой категории граждан Интернет выступает в качестве главного, а зачастую - единственного источника информации, формирующей их мировоззрение.

Как показывает опыт деятельности спецслужб государств – членов ОДКБ, из всех коммуникационных технологий именно компьютерные являются основным средством создания и поддержания деятельности террористических и религиозно – экстремистских организаций. Так, по данным «Лаборатории Касперского», в 2018 году четыре из 6 государств – членов ОДКБ – Белоруссия, Армения, Киргизия и Казахстан - вошли в состав двадцатки стран с наибольшим числом пользователей, подвергшимся атакам через Интернет. По этой причине связанные с этим вызовы поставили перед государственными структурами и спецорганами государств – членов ОДКБ серьезную задачу организации противодействия терроризму и экстремизму в Интернете.

   Очевидно, что необходимость совершенствования совместного потенциала для отражения и нейтрализации существующих и будущих информационных вызовов и угроз в рамках ОДКБ не имеет альтернативы. На практике это означает дальнейшее развитие общего информационного пространства, формирование активной согласованной информационной политики, создание эффективных структур информационно-пропагандистской поддержки ОДКБ. В этих целях с рамках Организации предстоит обеспечить надежный обмен актуальной информацией в интересах политического и военного сотрудничества государств – членов, продолжить формирование и оснащение полноценных подразделений по борьбе с преступлениями в сфере ИКТ, усилить информационно – пропагандистскую составляющую в деятельности Организации, в том числе за счет налаживания эффективной и качественной работы со СМИ, как главным инструментом формирования общественного мнения и создания информационного фона в государствах ОДКБ.

А. Киселев,

начальник отдела информации и связей с общественностью

Секретариата ОДКБ


Возврат к списку