Особое место в системе взаимоотношений ОДКБ и Китая занимает Центрально-Азиатский регион: так, миротворческая операция стран ОДКБ в январе 2022 г. в Казахстане привлекла к себе пристальное внимание китайских властей, что еще раз продемонстрировало их заинтересованность в региональной стабильности. В условиях американского давления на Китай его власти неоднократно позитивно отзывались о совместном противодействии таким вызовам, как терроризм, сепаратизм и экстремизм («три зла»).
В администрации США уже сформировалось понимание того, что угрозы вторичных санкций мало кого в Центральной Азии пугают, и американцы меняют тактику своих действий в решении главной их на сегодняшний день задачи: максимально дистанцировать страны региона от России и Китая. Это происходит на фоне того, что как раз отношения с Россией сегодня находятся на подъеме, да и с Китаем успешно развиваются, что диктуется прежде всего прагматическими интересами региональных стран.
Астанинский саммит ШОС отметился любопытной тенденцией смещения акцентов в экономику. Из 25 подписанных документов сотрудничества в этой сфере так или иначе касаются шесть. В числе основных - решения об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии экономического развития на период до 2030 года, об Ассоциации инвесторов, а также о механизмах финансового сопровождения проектной деятельности.
Тезисы выступления Генерального секретаря ОДКБ Имангали Тасмагамбетова на заседании Совета Безопасности ООН 19 июля 2024 года в ходе дебатов по проблематике сотрудничества между ООН и региональными организациями: ОДКБ, СНГ и ШОС
Статья в РИА-Новости главы российской делегации на переговорах в Вене по вопросам ядерной безопасности и контроля над вооружениями Константина Гаврилова.
Казахстанский политолог Андрей Чеботарев описал ключевые особенности и итоги Астанинского саммита ШОС-2024.