Основные вызовы международному сообществу


Игорь Николаевич, какие доминирующие вызовы и угрозы в международных отношениях, которые отражаются на мировой политике и влияют на глобальную и региональную экономики Вы обозначили бы в числе самых весомых?

В настоящее время мы становимся свидетелями завершения 25-летнего глобального доминирования США. Ставки очень высоки! Формируется многополярный мир и от того, насколько долго будет длиться процесс перехода от однополярного мира к многополярному, зависит не только политическое и экономическое развитие России, Азии или Европы, от этого зависит будущее всего международного сообщества и построение нового миропорядка.

Это хорошо понимают и в Вашингтоне, поэтому по всем азимутам предпринимаются попытки сохранить сегодняшнее лидерство. В соответствие со "Стратегией 2030" США к 2030 году планируют контролировать все финансовые рынки и валюты мировой экономики, трансконтинентальные телекоммуникационные каналы, все транспортные морские пути, киберпространство и максимум энергетических ресурсов. А НАТО в случае необходимости должна быть готова обеспечивать военную защиту глобального превосходства США в любом регионе мира. США выделяют в 2019 году 89 млрд. дол. на проведение операций за рубежом. Поэтому заявления официальных лиц Белого Дома о создании Арабского, Азиатского и Арктического НАТО демонстрирует стремление Соединенных Штатов усилить свой военный интеграционный потенциал для защиты глобального политического и экономического доминирования. Мы видим, как основательно изменились Стратегия национальной безопасности США, Военная доктрина, Основы ядерной политики США, не так давно была озвучена Концепция противодействия крупным державам, в которой открыто в качестве стратегических долговременных угроз названы Китай и Россия.

В чем заключаются, на Ваш взгляд, основные вызовы международному сообществу?

В последнее время Фокус внимания Вашингтона сосредотачивается, в первую очередь, не на вопросах глобализации, не на групповых интересах транснациональных корпораций, а на национальных интересах США. А это, как оказалось, очень серьезный вызов международному сообществу, всем странам, в том числе государствам ОДКБ. Очевидно, что Соединенными Штатами взят курс на подрыв интеграционных экономических объединений: БРИКС, ЕАЭС, АТЭС. Нельзя исключать, что после успешного Саммита Россия-АСЕАН и Восточноазиатского Форума в Сингапуре в ближайшее время не будет развернута информационная война по известным и уже обкатанным лекалам против этих структур.

На выработку нового курса Белого Дома влияют несколько ключевых факторов.

Первый - это появление новых экономических и военно-стратегических центров принятия решений, которые разрушают американскую систему однополярного мира. Россия, Китай, Индия, Индонезия, Иран... Они постепенно начинают влиять на международные финансовые институты: Всемирный Банк, МВФ, которые являются столпами американского влияния на развивающиеся экономики,- и создавать свои организации. Новый Банк развития БРИКС, китайский Азиатский банк инфраструктурных проектов, Евразийский Банк Развития ЕАЭС...

Второй фактор - появляющиеся экономические интеграционные группировки начинают внедрять в мировую торговлю расчеты в национальных валютах и создавать Центр клиринговых расчетов: БРИКС, ЕАЭС, Турция, Иран... А это неприятная тенденция для доллара, который в настоящее время является главным платежным средством в геоэкономике ( более 70%), способная разрушить саму систему монополии американской валюты.

Третий - огромный внутренний долг США, который становится внутренним фактором политической борьбы американской элиты, а зависит от внешних игроков мировой торговли, в первую очередь, углеводородами, России, Ирана, Б. Востока, Венесуэлы...

Четвертый - появление у США сланцевых технологий и, как следствие, больших объемов нефти и сжиженного газа, готовых к экспорту. Вопрос - куда, на какие рынки их экспортировать?!

Чем объясняются все конфликтные точки мира, созданные политикой США за последние десять лет?

Начнем с главного для нас объяснения. Вот уже более 10 лет ведется санкционная борьба США против России. И началась она задолго до украинских событий. С известного выступления Путина на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. Санкционная политика США направлена на сдерживание экономического развития нашей страны. Как результат, американцы вбили клин между Россией и ЕС, была разрушена идея построения общего европейского пространства от Лиссабона до Владивостока. ЕС поддержал американские санкции, с нашей стороны начались ответные меры и, естественно, это привело к замедлению темпов экономического роста всего европейского региона. Повысилась волотильность фондового рынка, снизился объем внешнеторгового баланса почти на 200 млрд. дол.; потери рабочих мест: сократились на 250 тысяч человек, в то время, когда всем европейским странам необходимо было выходить из мирового кризиса.

Президент США Д. Трамп в 2017 году, находясь в Польше, продекларировал Стратегию глобального энергетического доминирования Соединенных Штатов. Это серьезный вызов нефте- и газодобывающим странам, мировой экономике в целом. Фактически, Трамп объявил о готовности США приступить к переделу мирового энергетического рынка и встраиванию в него американских сланцевых энергоресурсов. В этой связи важным фактором, влияющим на международную экономическую безопасность, является борьба США за внешние рынки в сфере углеводородов, особенно за европейский.

Отсюда и стремление США сорвать строительство "Северный поток-2". Совершенно очевидно, что остановить "Турецкий поток" уже не возможно: строительство трубопровода вышло из морской акватории Черного моря на сухопутную территорию Турецкой Республики. Впереди- строительство газопровода на Болгарию, Сербию, Австрию, Словакию и Венгрию. Понятно желание Греции включиться в этот проект: приезд Ципраса в Москву лишний раз свидетельствует о готовности Греции быть частью южного хаба "Турецкого потока".

Выход США из СВПД еще раз демонстрирует практические шаги США провести передел рынка энергоресурсов в свою пользу и захватить долю рынка Ирана в Южной и Ю-В Азии. А там есть где разгуляться! До восстановления санкционного режима Иран экспортировал 1,9 млн баррелей нефти в день. Из них 60% направлялось в Китай, Индию, Южную Корею, Японию, 40% - в страны ЕС. Мощное давление Белого Дома привело к тому, что все эти страны начали резко снижать закупки нефти, и даже первые заявления лидеров ЕС о том, что они найдут механизм оплаты иранских контрактов, не находят поддержки у европейского бизнеса, который серьезно зависит от США. Руководство ЕС до сих пор не нашло даже места для штаб-квартиры расчетно-кассового Центра.

Одним из первых визитов Трампа была поездка в Саудовскую Аравию. Там был заключен договор на закупку американских вооружений на сумму 110 млрд долларов. и обсужден вопрос создания Арабского НАТО. Спустя месяц начался острый конфликт Королевского Дома Саудов с эмиром Катара Тамимом Аль Тани, и, как ни странно, обострение отношений было в короткий срок снято Дональдом Трампом, правда, не бескорыстно. Он вынудил Тамима Аль Тани подписать контракт на закупку американских вооружений на 12 млрд долларов и добился от него сокращения поставок СПГ в Китай, Индию, Юж. Корею и Японию. Совершенно понятно, что эти объемы будут замещены американским СПГ.

Торговая война против Китая - это фактор давления на КНР с целью сдержать развитие Поднебесной, ограничить его влияние на АТР и создать для Америки конкурентные преимущества. И этого не скрывает администрация Белого Дома. Американцы прямо заявляют, что лучшие договоренности с Китаем будут те, которые дадут США преимущества, при которых внешнеторговый баланс будет для них положительным. Отсюда срыв американо-китайских переговоров и угроза увеличить таможенные тарифы еще на 267 млрд. долларов (торговый дефицит - 500 млрд дол. в год. Новые таможенные пошлины вступили в силу 24 сентября - для товаров на сумму 200 млрд дол. введена ставка 10%. Китай в ответ обложил пошлинами в размере от 5 до 10% импорт из США на сумму 60 млрд. долларов).

Арест финансового директора, дочери владельца китайской компании " Хуавэй" еще раз свидетельствует о жесткой схватке США и Китая за мировые рынки в IT-секторе.

Разворачивается глобальное противостояние и за обладание арктическими ресурсами. В мировом пространстве осталось всего три ресурсных района: это Арктика, Африка и в меньшей степени Афганистан. В Африке доминирует Китай, в Афганистане, замечу, американцы уже господствуют. Главное там для них — контроль над урановыми месторождениями, поскольку уран-235 сегодня в мире в дефиците. А громадные углеводородные ресурсы и редкоземельные металлы сосредоточены в Арктике. И за обладание арктическими ресурсами сейчас разворачивается глобальное противостояние.

Американцы хотят выдавить Россию из Арктики, принизить её роль в регионе, и стать распорядителем и контроллером всех арктических ресурсов и морских коммуникаций. Так, Соединенные Штаты — хотя они до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, — не считают Северный морской путь российским, а считают его международными водами. Ну, а все, что международное, американцы считают своим.

Какие меры нужно предпринимать России в сложившейся ситуации?

В первую очередь, нам необходимо думать, как защитить свои интересы в регионе. Американцы, по сути, создают Арктическое НАТО. С другой стороны, интерес к арктическим ресурсам проявляют Китай, Индия и Япония. Возможно, нам стоит задуматься над тем, чтобы осваивать Арктику в рамках коллективной программы с этими странами.

Одним из факторов является и внутренний долг США, который сегодня составляет более 21 триллиона долларов, т.е. превышает ВВП на 15%, и продолжает расти. В частности, при Обаме за 8 лет он вырос на 9 триллионов, а при Трампе за 1,5 года он увеличился уже на 2,5 трл. долларов. К 2024 году обслуживание этого долга будет составлять около 700 млрд. дол, что сегодня равняется всему военному бюджету Пентагона. Кроме того Россия, Китай, Турция и Иран открыто обсуждают тему внешних расчетов в национальных валютах, и практическая работа уже началась, что в перспективе не может не отразится на балансе мировых валют. Пусть и через 10-20 лет... Поэтому политика санкций против России, Ирана, торговая война, объявленная Китаю, и широкомасштабные учения вблизи наших границ, в Южно-Китайском море является предсказуемыми шагами США и направлены на усиления своего влияния в глобальной политике и мировой экономике.

Очень жаль, что в этих сложных геополитических условиях в интересах США играет Украина. Последние события в Керченском проливе, концентрация воинских частей и тяжелой боевой техники, химического оружия на линии соприкосновения с ДНР свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты используют этот ресурс в своих политических интересах, в интересах обострения российско-украинского конфликта для усиления дуги нестабильности в Восточной Европе на границах РФ.

Беседу вела И. Степеренкова

 



Возврат к списку