VIII Московская конференция по международной безопасности: обсуждение проблем противоракетной обороны, миротворчества и новые подходы к международному военному сотрудничеству

22.04.2019

В российской столице начинает работу VIII Московская конференция по международной безопасности. Для участия в работе форума, который проходит под эгидой Министерства обороны страны прибыли более 1000 участников из 100 стран, в числе которых - руководители оборонных ведомств 35 государств.

Напомним: за минувшие годы конференция зарекомендовала себя в качестве авторитетной и открытой площадки для обсуждения наиболее актуальных проблем глобальной и региональной безопасности. Например, в 2018 году в ней приняли участие более 850 делегатов из 95 стран мира, в том числе 30 глав военных ведомств, 14 заместителей министров обороны и начальников генеральных штабов, представители 70 исследовательских центров и неправительственных организаций.

В повестке нынешнего форума - проблемы, имеющие наибольшее значение при формировании взглядов на международную безопасность. Будет обсуждаться ситуация на Ближнем Востоке с акцентом на всесторонней стабилизации обстановки в Сирии. Здесь речь, надо полагать, наряду с прочим пойдет о последствиях разгрома террористов в Сирии, политическом урегулировании в стране, гуманитарных аспектах постконфликтного восстановления и возвращении беженцев.

Кроме того, на специальных секционных заседаниях предусматривается рассмотрение вопросов региональной безопасности в Азии, Африке и Латинской Америке.

Отдельные пленарные заседания будут посвящены обмену мнениями по вопросам современных военных опасностей и угроз, включая совершенствование системы контроля над вооружениями.

- Мы намерены обсудить проблемы противоракетной обороны, миротворчества и новые подходы к международному военному сотрудничеству, – заявил Сергей Шойгу представителям СМИ незадолго до начала работы конференции.

Что касается организационных вопросов, то наряду с традиционными пленарными заседаниями и дискуссионными секциями запланированы «круглые столы», при проведении которых эксперты обменяются взглядами на актуальные темы повестки форума.

Несколько слов о содержании предстоящих дискуссий. Здесь России, как принимающей стороне, есть что предложить своим гостям в качестве хорошего опыта и примера. Взять то же расширение сотрудничества… Наверняка участникам форума будут интересны российские наработки по взаимодействию с государствами Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Один из таких примеров – подписание в минувшем 2018 году Министерством обороны России двусторонних соглашений о военном сотрудничестве с девятью государствами Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. А вообще за последние три года заключено 27 таких соглашений. Это означает одно - создана международная правовая основа, открывающая возможности взаимодействия Минобороны России с новыми партнерами.

И эти возможности уже используются. Так, совместно с Лаосом Россия является сопредседателем экспертной рабочей группы «СМОА плюс» по гуманитарному разминированию. Российский инженерный отряд в настоящее время принимает участие в разминировании лаосской территории. Одновременно наши специалисты обучают лаосских саперов работе с инженерным оборудованием российского производства. Кроме того, в марте нынешнего года Россия направила группу российских специалистов для участия в учении экспертной рабочей группы по военной медицине под председательством Мьянмы и Индии, а в мае примет участие в многостороннем военно-морском учении, которое будет организовано Сингапуром и Республикой Корея в рамках сотрудничества стран АСЕАН. Известно, что в рамках этого формата развивается сотрудничество в сферах борьбы с терроризмом, военного образования, медицины и миротворческой деятельности.

Кроме того, российские участники могли бы поделиться опытом применения нового формата взаимодействия оборонных ведомств стран Шанхайской организации сотрудничества. Так, в проведенном совместном военном антитеррористическом учении вооруженных сил государств – членов ШОС «Мирная миссия – 2018» впервые принимали участие воинские контингенты вооруженных сил новых государств – членов ШОС – Республики Индия и Исламской Республики Пакистан. Военные говорят, что практика подобных учений будет продолжена, ведь это способствует укреплению безопасности на пространстве ШОС.

Также здесь уместно было бы рассказать об опыте совместных учений стран ОДКБ, результаты которых показывают, что их Коллективные силы способны эффективно противостоять внешней агрессии и обеспечить военную безопасность государств-союзников. В рамках ОДКБ основные усилия направлены на приведение структуры, состава и оснащения коллективных сил в соответствие с реально существующими вызовами и угрозами военной безопасности государств – членов организации.

Заметим, что в минувшем году прошло совместное учение миротворческих сил «Нерушимое братство – 2018», на которых в качестве наблюдателей приняли участие представители ООН, ОБСЕ и МККК. Проведены учения разведывательных подразделений «Поиск-2018» в Казахстане, в Киргизии – учение Коллективных сил оперативного реагирования «Взаимодействие-2018», антитеррористическое учение силовых структур государств – участников СНГ «Иссык-куль - Антитеррор - 2018».

«В отличие от учений НАТО учения ОДКБ не направлены против какого-либо государства и носят, как правило, антитеррористический характер», – подчеркнули в ведомстве Сергея Шойгу.

Другая важная тема, которая наверняка получит прописку на дискуссионных площадках конференции - выход США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), международное военное сотрудничество, меры по предотвращению инцидентов в регионе Балтийского моря.

Позиция официальной Москвы на этот счет давно известна - выход Соединенных Штатов из ДРСМД означает крайне негативное воздействие на международную безопасность и, как следствие – новый виток гонки вооружений. Что касается российской стороны, то мы строго соблюдаем требования ДРСМД, и обвинения со стороны США ничем не обоснованы. Никакие факты, подтверждающие американские заявления, не предъявлены. В то же время США нарушают ДРСМД, продолжая использовать ракеты-мишени, имитирующие баллистические ракеты средней и меньшей дальности, для тестирования систем ПРО. Кроме того, размещенные на объектах ПРО в Европе установки МК-41 пригодны для пусков крылатых ракет типа «Томагавк», дальность которых составляет 2,4 тыс. км. А ведь такие действия полностью подпадают под запрет ДРСМД.

«Фактически намерение США о выходе из договора – это попытка для оправдания и легализации своих нарушений. Они уже не считают себя связанными с этими обязательствами», – говорят аналитики российского минобороны.

Ну, и наверняка вызовут живую дискуссию вопросы предотвращения опасной военной деятельности и снижения вероятности возникновения инцидентов в регионе Балтийского моря. Известно, что здесь организованы прямые каналы телефонной связи между Национальным центром управления обороной РФ и министерствами обороны Великобритании, Франции, Финляндии и Швеции. Благодаря этому во многом удается избежать серьезных происшествий. Но нельзя не заметить очевидного: нагнетание военной истерии на Балтике происходит исключительно по вине наших западных стран-соседей. И, надо полагать, это тоже станет предметом острых дискуссий Московской конференции.

 

 

 

 


Возврат к списку