США научат Узбекистан правильному исламу?
На днях делегация Узбекистана во главе с министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым вернулась из США, где побывала с рабочим визитом и приняла участие во второй министерской конференции по вопросам продвижения религиозных свобод.
По итогам визита участники заокеанского форума сообщили узбекской аудитории две важные новости. Во-первых, «власти Узбекистана впервые за 20 лет начинают пересмотр закона «О свободе совести и религиозных организациях», начинается большая работа над его новой редакцией, и для этого власти намерены привлечь международных экспертов, в том числе из ООН и ОБСЕ». А во-вторых, «в ближайшее время законопроект будет передан в офис посла США по особым поручениям в сфере международной религиозной свободы Самюэля Браунбэка, Хельсинскую комиссию США, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и специальному докладчику ООН Ахмеду Шахиду для проведения международной экспертной оценки».
Вот такая религиозно-административная загогулина…
Кто-то скажет: а какое дело «Союзникам.ОДКБ» до свободы совести в Узбекистане? Отвечаю: никакого дела нам до этой самой узбекской «свободы» нет. Во всех странах Организации Договора о коллективной безопасности без исключения со всем уважением относятся к решениям Ташкента, касающимся и вопросов религии, и вопросов экономики, политики и так далее.
Но имеется несколько встречных вопросов. Прежде всего: с какой стати Соединенные Штаты стали вдруг для наших узбекских соседей муэллимом, (учителем, если по-русски), в вопросах вероисповедания вообще, и ислама в частности? Причем настолько, что решения религиозных вопросов Ташкент летит утверждать не в Мекку, ни куда-то еще, а непременно на Капитолийский холм, в офис мистера Самюэля Браунбэка …
Имеется и другая важная причина, почему мы внимательно отслеживаем ситуацию «с привлечением международных экспертов». И эта причина очевидна и вполне объяснима: Узбекистан находится, образно говоря, в подбрюшье среднеазиатского региона, а значит – в самой сердцевине южного фланга ОДКБ. И нам совсем не безразлично, какие процессы происходят у нашего соседа, да еще, в сущности, недавнего союзника по Организации.
И потом: если Америке, расположенной на другом боку планеты есть дело до религиозных вопросов Узбекистана, то нам-то уж грешно было бы смотреть сквозь пальцы на явные изменения в политике руководства республики в этом направлении.
… Вернемся еще раз к возвращению делегации из США, а заодно зададимся двумя вопросами: кто такой, Абдулазиз Камилов, который так энергично наводит мосты между двумя полушариями? И кто такой посол США по особым поручениям в сфере международной религиозной свободы Самюэль Браунбэк, который с удовольствием принимает узбекского министра, бывает у него в гостях, неизменно выражая «готовность к расширению многопланового узбекско-американского сотрудничества, в том числе в вопросах укрепления институтов гражданского общества, обеспечения толерантности и межконфессионального согласия в стране»?
Начнем по порядку.
Абдулазиз Хафизович Камилов родился 16 ноября 1947 года в Янгиюле, что в Ташкентской области Узбекистана. Это – на правом берегу Чирчика, примерно в 30 километрах от Ташкента. «Янгиюль» в переводе с узбекского означает - новая дорога, новый путь.
Что ж, новизны в жизни паренька из провинциального городка хватило с лихвой. Окончил Дипломатическую академию МИД СССР в 1972 году. Кандидат исторических наук. Начал свою дипломатическую карьеру с должности атташе посольства СССР в Ливане, затем служил 2-м секретарем посольства СССР в Сирии. В МИДе поработал - сотрудником отдела Ближнего Востока МИД СССР… Лихие девяностые – опять новизна: с 1994 по 2003 годы Камилов уже министр иностранных дел Республики Узбекистан. Параллельно – с 1998 по 2003 годы - он ректор опять же нового ташкентского Университета мировой экономики и дипломатии.
Интересная новинка в судьбе с 2003 по 2010 годы – Камилов уже Чрезвычайный и полномочный посол Узбекистана в США. Одновременно представляет республику и в Канаде. И вот теперь Камилов глава МИД Узбекистана и «крепкая дружба» вкупе со «стратегическим партнерством» с Вашингтоном.
А откуда взялся американский человек? Что это за посол такой, что к нему через океан летают бывшие советские, а теперь узбекские дипломаты? Про Самуэля Браунбэка известно немного. Родился 12 сентября 1956 года. Американский политик, бывший губернатор штата Канзас и бывший сенатор США, член республиканской партии. В 2007 году выдвигал свою кандидатуру на пост президента США, но спустя несколько месяцев был вынужден прекратить предвыборную кампанию ввиду недостатка финансирования. С 2018 года - посол Соединенных Штатов по вопросам международной религиозной свободы.
Активность проявляет, по сути, беспрецедентную. И, надо заметить, довольно результативную. И не только на узбекском направлении. И что особенно заметно и важно: где бы не появлялся мистер Сэм, куда бы не сунул он свой длинный нос – там тут же начинаются какие-то неурядицы, напряженности, столкновения.
Например, в экспертном сообществе полагают, что именно Браунбэк довел до логического конца раскол Украинской православной церкви. И за решением архиерейского собора Константинопольской патриархии о предоставлении раскольникам автокефалии под рукой Варфоломея – маячит именно самюэлева тень.
Порошенко, будучи главой Украины встречался и весьма активно работал с Браунбэком. Тот прилетал в Киев… Контролировал, надо полагать, процесс… Неужели так уж беспокоили канзаского экс-губернатора вопросы веры на Украине? Мне думается, беспокоило его и вашингтонское руководство совсем другое. Что именно – находим в передовой статье газеты «The Washington Post». «Ставки высоки, поскольку Украина - это духовная житница Русской православной церкви, - читаем в газете, - Почти половина приходов Русской православной церкви расположена на территории Украины, страны, численность населения которой всего в три раза меньше, чем России. Киев, где местные славяне впервые приняли христианство в 988 году, имеет огромное историческое значение для российских православных верующих».
Как известно, Украина в виде сильной и самостоятельной державы нужна Америке, как собаке пятая нога. А вот в качестве инструмента давления, постоянного беспокойства и систематической «головной боли» - так в самый раз. И церковный раскол здесь – отличная болевая точка.
Кстати, устроив раскол Украинской православной церкви, Штаты, похоже, теперь хотят эту трещину значительно расширить. Вот факт: в нынешнем мае Сэм Браунбек и «сотрудники дипломатической службы США» встретились с Предстоятелем Элладской Православной Церкви архиепископом Афинским и всея Греции Иеронимом II. По данным греческих СМИ, на встрече обсуждали «украинский вопрос». А если конкретно – «дипломаты» из госдепа попросту давили на Иеронима II, чтобы он содействовал признанию ПЦУ Поместными Православными Церквями.
Что еще? Нынешней весной в Софии Сэм Браунбэк встретился с Патриархом Болгарской православной церкви Неофитом. Он «предложил БПЦ сотрудничество в церковных и религиозных вопросах». «В ходе беседы с Патриархом Неофитом Браунбэк затронул вопросы религиозной свободы и противостояния религиозным преследованиям в мире, предложив Болгарской Церкви совместно работать в отношении церковных и религиозных вопросов», - читаем в отчетах о встрече. Если перевести эту тираду с дипломатического на человеческий, получаем одно: в ближайшей перспективе следует ожидать в лучшем случае охлаждения и без того непростых отношений Болгарии и России, в худшем – импульса к церковному расколу уже в Болгарии. Теперь вот в Ташкент зачастил…
Но вернемся в Узбекистан… И что мы видим? И здесь Самуэль Браунбэк не редкий гость. Например, осенью минувшего года он уже бывал в Ташкенте с рабочим визитом, встречался там с Шавкатом Мирзиёевым. Прием был теплейший. Узбекская пресса отмечала, что «приветствуя гостя, глава … государства с глубоким удовлетворением отметил последовательное укрепление всестороннего сотрудничества между Республикой Узбекистан и Соединенными Штатами Америки», что «были высоко оценены итоги состоявшихся … в Вашингтоне переговоров на высшем уровне, ознаменовавших начало новой эры узбекско-американского стратегического партнерства».
А о чем говорили? Догадаться нетрудно… Речь шла об «обеспечении религиозной свободы и межконфессионального согласия».
Самое смешное, что Узбекистан, ввязавшись в американскую игру, напоминает теперь белку в колесе. То есть, сколько не беги – с места не сдвинешься. Вот смотрите: после этого визита мистера Самюэля Ташкент начинает решительные религиозные реформы. Ждет благодарности. Но что происходит на самом деле? Буквально через два с лишним месяца, а именно: в декабре 2018 года госсекретарь США Майк Помпео заявляет: мол, «Белый дом поместил Россию, Узбекистан и Коморские острова в список стран, за которыми нужно наблюдать на предмет соблюдения религиозных свобод». Нам, конечно, от этих «помещений» ни жарко, ни холодно. Каморским островам, надо полагать, тоже. А вот Узбекистан такое вот «помещение в список» после добрых объятий, видимо, задел. Тем более, что ранее республика уже входила в список стран, «внушающих особую обеспокоенность, в соответствии с законом США 1998 года о международной религиозной свободе».
Что делать? Надо исправляться. И, как видим, Ташкент вовремя спохватился и исправляется.
Здесь хочется нажать на «паузу» и спросить: ребята, вы это серьезно? Ислам пришел в Среднюю Азию вообще, и в Узбекистан в частности не вчера, а примерно в первой четверти VIII века. Нельзя ли предположить, что за прошедшие столетия вопросы вероисповедания здесь были изучены, как говорится, вдоль и поперек? Наверное, можно. Тем более, если учитывать при этом, что на территории современного Узбекистана жил выдающийся исламский теолог Мухаммад аль-Бухари, чья книга, «Сахих аль-Бухари» рассматривается суннитами как наиболее подлинная из всех сборников хадисов и считается самой авторитетной после Корана.
А, например, такие здешние мусульманские ученые, как Абу Иса ат-Тирмизи и Абу Мансур аль-Матуриди стали одними из основателей исламской юриспруденции. Или, скажем, Али аль-Кушчи… Жил и трудился в Самарканде, затем в Стамбуле… Его считают автором многих открытий в исламской теоретической астрономии, и полагают, что он, возможно имел влияние на Коперника в вопросах, касающихся вращения Земли. Да и вообще, астрономическая традиция, которая сложилась в Марагинской школе не погасла, а продолжилась в обсерватории Улугбека в Самарканде. А ведь обсерватория, основанная Улугбеком в начале 15-го века, достигла значительного, можно даже сказать, мирового на тот момент уровня в астрономии.
И вдруг оказывается, что все это не стоит выеденного яйца, самим узбекам решение религиозных вопросов не потянуть – надо непременно с дядей Сэмом Браунбэком посоветоваться.
Повторим еще раз: Узбекистан и так преуспел в предоставлении религиозных свобод. Здесь созданы Центр исламской цивилизации, Исламская академия Узбекистана, Международный научно-исследовательский центр имени Имама Бухари. В Узбекистане в последнее время были «значительно упрощены процедуры получения разрешения на изготовление, ввоз и распространение религиозной литературы, оптимизирован порядок государственной регистрации религиозных организаций». Более того, именно к прибытию американского посла в Ташкент Шавкат Мирзиёев подписал указ «О совершенствовании порядка освобождения от уголовной ответственности граждан Республики Узбекистан, по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещённых организаций и групп». Мистер Сэм похвалил.
- Показательным, - сказал он, - стало исключение тысяч граждан из черного списка участников экстремистских организаций, возвращение их к нормальной жизни.
Ой-ли! Вчера в террористической организации – а сегодня в мирной жизни? Ну, да американцу виднее…
Что еще? Всего в Узбекистане зарегистрировано более 2,2 тысяч религиозных организаций, из которых 90% являются мусульманскими. В республике осуществляют свою деятельность 157 христианских организаций, восемь еврейских общин, шесть общин бахаи, одно общество кришнаитов и один буддийский храм. Уже с начала 2019 года в республике зарегистрированы новые религиозные организации, в том числе неисламской веры - Церковь Сун Богым и Церковь евангельских христиан-баптистов, в состав Совета по делам конфессий также вошли представители ряда религиозных меньшинств.
Узбекистан даже выступил с инициативой о принятии специальной резолюции Генеральной ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность», направленной на обеспечение всеобщего доступа к образованию, укрепление толерантности и взаимного уважения, защиты свободы совести, вероисповедания и иных прав верующих. Но оказывается, всего этого мало. Требуется «новая редакция закона», как воздух необходимы «толерантность», «уважение национальных и общечеловеческих ценностей», и прочая американская завеса из правильных и праведных слов, за которыми всегда скрывается подлость, многоходовые психологические операции свою истинную роль в которых вашингтонские марионетки узнают в самый последний момент. Когда зачастую бывает поздно. И я совсем не удивлюсь, если в результате всех этих религиозных «реформ» в Узбекистан вторгнется радикальный ислам. И не только в виде ваххабитских учений, но и в виде свирепых представителей «Исламского государства» - благо до Афганистана, где они сегодня активно концентрируются – рукой подать.
… Откровенно говоря, немного жаль наших узбекских соседей. Как бы погнавшись за призрачной надеждой на сладкие плоды дружбы с Америкой, не растерять то, что имелось, и пока что имеется. Лично для меня очевидно одно: партнером и другом американцев Узбекистан точно не станет. А вот орудием, инструментом нестабильности в регионе, клином, расшатывающим южный фланг ОДКБ - его обязательно попытаются сделать. Хватило бы у нынешнего руководства республики пресловутой восточной мудрости вовремя это понять и сделать верные выводы. Главный из которых был и остается навсегда: жить надо своим умом, и счастье в своем доме строить самому и с соседями, а не по рекомендациям заокеанских «покровителей».
Владимир Попов