Абордаж здравого смысла

30.07.2019


В порту украинского Измаила киевские власти продолжают удерживать российский танкер Neyma. Судно было, по сути, захвачено 25 июля нынешнего года сотрудниками Служб безопасности Украины и военной прокуратуры. Официальный сайт СБУ назвал причиной задержания танкера - «блокирование украинских военных кораблей в Керченском проливе».

В частности, в сообщении ведомства говорится о том, что «24 июля 2019 года, по информации украинских пограничников, в порт Измаил под флагом РФ зашел танкер NIKA SPIRIT, который по номеру ИМО 8895528, по данным международной информационной системы EQUASIS идентифицирован как танкер Neyma, который был использован для перекрытия Керченского пролива во время событий 25 ноября 2019 года».

Что произошло далее? Целая команда следователей СБУ и военных прокуроров при поддержке пограничников ворвалась на танкер, который, кстати, шел под российским флагом, затем обыскала его, изъяла судовые документы, бортовые журналы, записи радио-переговоров, происходивших на судне во время конфликта. Члены экипажа были допрошены.

Известно также, что судно приписано к порту Таганрога, что экипаж состоит из россиян, что российских моряков задерживать не стали и они уже вернулись на родину. Однако танкер украинская сторона признала «вещественным доказательством» и приступила к «подготовке ходатайства в суд о его аресте».

Вот такая неприглядная история… Если посмотреть на нее с позиций союзников России под ОДКБ, то кроме констатации этого грустного факта и выражения возмущения действительно пиратскими действиями Украины – мало, что можно сделать. И Белоруссия, и Армения, и Таджикистан, и Казахстан, и Киргизия могут, разве что, выразить нам свое сочувствие в этой ситуации. Так что расхлебывать заваренную киевскими политическими «поварами» кашу придется нам самим.

И мы расхлебываем. Было сделано немало заявлений. Российский военный корреспондент Александр Коц заявил, что «при всей возмутительной природе инцидента курс Киева не является чем-то новым - президент Украины Владимир Зеленский показал, что продолжает политику «государственного терроризма», начатую Петром Порошенко».

Известный телеведущий Владимир Соловьев назвал захват танкера «концом последних иллюзий, бытующих в России по поводу Зеленского». В связи с этим Соловьев поинтересовался о судьбе планировавшихся РФ «санкций против Украины, которые могли быть отложены в связи с надеждами Москвы на новый подход Киева после выборов».

«Это что же они творят!!» – написала в своем Telegram-канале тележурналистка Ольга Скобеева.

Были заявления и повесомее. Например, из российского МИДа немедленно последовала телеграмма следующего содержания: «Россия будет добиваться возвращения задержанного в Украине танкера. Говорить о конкретных механизмах этой работы рано». Также во внешнеполитическом ведомстве сообщили, что «собственник судна тоже должен приложить усилия к этой работе».

А вот реакция Совета Федерации… Член верхней палаты парламента РФ Олег Морозов заявил, что «Украинская сторона пытается говорить с РФ на языке силы, как раз тогда, когда язык силы неуместен».

- Информации недостаточно для того, чтобы делать какие-то окончательные выводы, - продолжил Морозов, - Я вообще не исключаю какой-то спонтанности этого решения. Если действительно будет отпущен экипаж и будет задержано только судно, непонятно, как они будут использовать саму эту ситуацию себе в плюс. Понятно одно - это связано с общей конструкцией поведения украинской стороны в связи с известным инцидентом ноября прошлого года. Можно предположить, что им кажется, будто сейчас создается выигрышная позиция для последующего торга. Это акция, которая демонстрирует недружественное отношение к РФ, и с нами пытаются говорить языком силы как раз тогда, когда язык силы неуместен».

Заявления, что и говорить, жесткие, бескомпромиссные. Они вселяют надежду на то, что рано или поздно, но мы своего все же добьемся и справедливость восторжествует – злополучный танкер будет возвращен российской стороне и экипаж вновь займет в его отсеках и каютах своих законные места.

Нельзя не заметить и другого – захват морских судов как-то незаметно стал практиковаться некоторыми беспринципными странами. Ну, Украина этим давно промышляет - одна прошлогодняя эпопея с «Механиком Погодиным» чего стоит… Но вообще-то это не исключительно российская беда – терять танкеры. Как известно, совсем, в сущности, недавно в подобной ситуации оказался Иран. Если конкретно, то 5 июля нынешнего года в Гибралтаре за попытку доставить нефть в Сирию, якобы, в нарушение санкций ЕС – британцами был захвачен иранский нефтяной танкер «Grace 1».

Это было красиво… Британские коммандос из 42-го батальона морской пехоты, действуя на моторных лодках и с вертолета, самоотверженно пошли на штурм и «сделали это»! Тут же выяснилось, что танкер был конфискован по просьбе США, а советник по национальной безопасности США Джон Болтон назвал события в Гибралтаре «отличной новостью».

Трудно сказать, чем руководствовался официальный Лондон, отдавая приказ на штурм судна – ведь в отличие от США, Европа не вводила широких санкций против Ирана. К тому же Британия со своим «брекзитом», по большому счету, уже никакого отношения к Евросоюзу не имеет. А под ж ты – вооруженные до зубов морпехи «ее величества» идут на абордаж…

Что же получается? Мы с иранцами, вроде как, братья по несчастью? В каком-то смысле – да. А раз так – было бы интересно посмотреть на иранский опыт действий в подобных ситуациях.

Но прежде ответим на вопрос: как вообще Англия ввязалась в эту историю? Закоперщиком танкерной возни, как, впрочем, и любой другой подковерной дрязги - здесь традиционно стали Соединенные Штаты. Дело в том, что незадолго до этого иранские ЗРК сбили обнаглевший американский БПЛА «Глобал Хок» RQ-4H. Инцидент произошел в момент явного нарушения воздушного пространства Ирана со стороны Персидского залива. По некоторым данным, для поражения американского стратегического разведывательного дрона использовался российский комплекс С-300. Беспилотник упал на территории провинции Хормозган.

Несколько слов о БПЛА «Глобал Хок» RQ-4H. Этот дрон способен нести различное разведывательное оборудование и производить патрулирование в течение более 30 часов на высоте до 18000 м. RQ-4H дорогая штука - стоимость одного экземпляра БПЛА превышает 130 млн долларов. Так что для американцев это действительно потеря. И каким был ответ? Президент США Дональд Трамп распорядился нанести удары по ряду объектов в Иране, но … «в последний момент изменил свое решение». То есть, американцы сами отвечать на такой «наглый выпад» побоялись, и подрядили на «ответный ход» своих полуевропейских «союзников». Логика здесь была простая – Тегеран испугается свирепых в боевой раскраске британских коммандос и в дальнейшем будет более покладистым, выслушивая требования Вашингтона.

Да вот только Тегеран не испугался. МИД Ирана вызвал британского посла и потребовал немедленно освободить захваченное судно. Лучше бы англичанам было прислушаться к этому доброму совету…

Видя, что действительно жесткие требования руководства страны не выполняются, иранцы провели первую демонстрацию силы – их катера начали демонстративно «сопровождать» в Ормузском проливе танкеры, принадлежащие британским фирмам. Одновременно иранские силовики, что называется, «нагнали изжоги» и на американцев – для начала в том же Ормузском проливе они устроили демонстративный облет десантных кораблей США. Затем, «напустили» на них свои ракетные катера в сопровождении корвета. А потом по курсу «американцев» опять же демонстративно прошелся иранский самолет-разведчик.

И тут англичане, как говорится, струхнули и пошли на попятную. По дипломатическим каналам Тегерану было предложено: мол, мы отпускаем танкер из Гибралтара, а вы публично обещаете, что судно не пойдет в Сирию. И что же прозвучало в ответ? А прозвучало следующее: мол, подковерные решения не приемлемы, требуются такие же публичные извинения и полная реабилитация. В противном случае Иран пообещал перейти от слов к делу.

Здесь бы англичанам одуматься! Но вместо этого «британский суд продлил арест «Grace 1» еще на месяц. В том, что это было неверное решение Лондон убедился буквально через несколько часов. Как сообщили затем многие СМИ, «скоростными катерами на фарватере Ормузского пролива был блокирован британский танкер «Стена Имперо». Затем с вертолета Ми-17 была высажена группа коммандос, которая и захватила танкер».

Здесь, кстати, следует отметить один весьма примечательный момент: неподалеку от точки захвата находился британский фрегат «Монтроуз». Так вот: на помощь танкеру он не пришел, а только успокаивал по радио экипаж судна: не волнуйтесь, дескать, в международных транзитных водах останавливать танкер нельзя. Самое смешное, что из боевой рубки «Монтроуза» шли не менее простодушные увещевания иранским коммандос: мол, «подниматься на судно нельзя тоже!».

Иранцы пропустили советы «бывалых» мимо ушей и привели танкер в свой порт. В ответ на угрозы применения «жестких мер», Тегеран вполне недвусмысленно завил, что «через Ормузский пролив в день проходит от 15 до 30 судов, и среди них немало британских». И что делать? В ответ лондонские штабы и адмиралтейство немедленно кинулись верстать боевые планы по «наказанию» «обнаглевших иранцев». Решили усилить имеющийся в Заливе фрегат «Монтроуз» эсминцем ПВО «Дункан» и фрегатом «Кент». Почему-то додумались было до отправки к иранским берегам атомной подлодки «Эстьют» и нескольких тральщиков. Даже морских пехотинцев спланировали прислать на десантном корабле.

Но в итоге, все перебрав, британцы от этих решительных и воинственных планов отказались. А знаете, с какой формулировкой? Наслаждайтесь: «Недостаток огневой мощи и численное соотношение сил подразделения морпехов перед иранским спецназом и катерами приведет к тому, что морпехи пополнят число заложников».

К сведению записных американофилов: Британия в этой неприглядной ситуации пыталась апеллировать к США. Но янки, выразив на словах горячую поддержку, от конкретных шагов и каких-либо действий воздержались. Правда, совсем от решения этой танкерной задачки не самоустранились. Вовсе нет! Они пообещали союзникам из «Туманного Альбиона» … разработать целую международную коалиционную операцию «Щит» для защиты мирного судоходства! Это раз… Еще пообещали прислать в Саудовскую Аравию целых 500 морпехов! Это два... Где Иран, и где Саудовская Аравия, и к чему там морпехи США – непонятно вовсе. Одним словом, американцы своих союзников втравили в свои делишки, а потом, пардон, тупо кинули.

Понятно и другое: эти истории с захватами морских судов наглядно показывают, что наглецы и хамы – будь то люди или целые страны – к огромному сожалению не понимают добрых слов. Отрезвить их головы и удержать от еще более безумных шагов могут только разумные жесткие и решительные действия. Только тогда они буквально на глазах становятся более-менее адекватными, способными к диалогу.

И последнее… Буквально на днях госсекретарь США Майк Помпео написал на своей странице в Твиттере: «Недавно я предложил поехать в Тегеран и поговорить непосредственно с иранским народом. Режим не принял мое предложение». Примечательно, что и ранее Дональд Трамп и Майк Помпео заявляли о готовности к переговорам с Ираном. Однако Тегеран на все эти твиттерные, ни к чему не обязывающие пространные размышления - четко, официально, а не через социальные сети -заявил, «что переговоры будут возможны только при условии проявления уважения к позиции Ирана».

- Иран никогда не ведет переговоры под принуждением, - процитировал телеканал CNN министра иностранных дел Исламской республики Мохаммада Джавада Зарифа, - … Переговоры возможны только с позиции уважения, а не посредством угрозы».

Кстати, не так давно министр финансов США Стивен Мнучин заявлял, что «Вашингтон примет санкционные меры против Зарифа». Однако в конце концов, по сообщению агентства Рейтер, «власти США решили не включать министра иностранных дел в санкционный список».

Комментарии излишни…

Владимир Попов


Возврат к списку