Современные геополитические процессы

Современные геополитические процессы

Информационно-аналитический портал "Цезариум" был создан в 2015 году группой молодых российских политологов. Изначально целью проекта было продвижение в публичном пространстве молодых экспертов - страноведов из России и государств ближнего зарубежья, исследующих и анализирующих актуальные проблемы и явления мировой политики.

Начиная с 2016 года редакционная политика портала «Цезариум» стала также ориентироваться на молодых зарубежных экспертов, которым предоставляется единая площадка для публикации своих материалов, как о политике своих стран, так и о российских реалиях.

Руководитель проекта - Овешников Дмитрий Сергеевич, ведущий консультант аппарата Комитета Совета Федерации по международным делам.

Современные геополитические процессы можно охарактеризовать как весьма сложные и противоречивые. Возникшее после окончания «холодной войны» мироустройство стало более конфликтным и нестабильным. В ткань мировой политики вплелись новые вызовы и угрозы. Одновременно наблюдается всплеск государственных эгоизмов, возвращение «права силы» в международные отношения. Мировое сообщество переживает трудный и опасный период.

Самонадеянность Запада, претензии США на роль «глобального лидера» не создали нового устойчивого и справедливого миропорядка. Наоборот, породили дополнительные противоречия, привели к росту напряжённости, недоверия и военной опасности.

Это выразилось в гражданских войнах и конфликтах, расцвете международного терроризма, вспышках вооружённых межкультурных и межконфессиональных войн.

Серьёзнейшим вызовом последних лет является Сирийский кризис. Только Россия из числа великих держав по-настоящему серьёзно и глубоко поняла всю опасность, исходящую от быстро развивавшегося очага международного терроризма. Мы пошли на оказание гласной и прямой военной помощи законным сирийским властям по их просьбе.

Для своего оправдания Запад не придумал ничего лучшего, как запугать обывателя «русскими хакерами» и неминуемой российской агрессией. Массовая антироссийская «промывка мозгов» достигла таких масштабов, что негативно влияет на общую геополитическую ситуацию, способствует искусственному нагнетанию в западном обществе политического психоза и агрессивности.

Состояние международной экономической безопасности и будущего мира зависят от ряда факторов.

Один из них – деструктивная деятельность глобальных финансовых структур. Национальные государства медленно, но устойчиво теряют контроль над своим пространством. Объектами управления становятся правительства государств через установление финансового контроля над ними.

Кроме того, одним из инструментов геополитики некоторых мировых держав стала манипуляция миграционными процессами. Миграционные потоки постепенно размывают общественно-политическую стабильность многих стран Европы. Последние события на границе с Мексикой свидетельствуют о том, что эта волна докатилась и до США.

Много и других факторов. Серьёзным инструментом внутренней и внешней политики, в первую очередь крупных развитых государств, стали информационные войны.

Всё чаще в экономической деятельности используются недобросовестные методы конкуренции и ведения бизнеса. Такие действия стали своего рода «визитной карточкой» американской политики по отношению ко многим странам, в том числе к собственным союзникам.

Усиливается тенденция распространения на сферу экономики угроз военно-политического характера. Торговые войны, которые целенаправленно разжигаются некоторыми глобальными игроками и прежде всего США, становятся одним из главных дестабилизирующих факторов. Экономические методы принуждения активно используются для достижения политических целей.

В отношении России и целого ряда других стран широко задействована пресловутая политика санкций, запретов и ограничений.

Наряду с незаконными санкциями, вводимыми в обход ООН и противоречащими фундаментальным нормам международного права, агрессивный протекционизм на наших глазах расшатывает систему мировой торговли, складывавшуюся на протяжении последних десятилетий.

Все эти процессы оказывают негативное влияние на состояние международной экономической безопасности.

В условиях накопления кризисных явлений в мировой экономике возникает новая реальность. Для неё характерны общее замедление темпов роста, волатильность финансовых и товарно-сырьевых рынков, дробление глобального экономического пространства на региональные структуры с конкурирующими тарифными и нетарифными ограничениями.

Явным признаком того, что государствам становится всё сложнее найти общий язык и вырабатывать единые чёткие «правила игры», стало беспрецедентное завершение недавнего саммита АТЭС в Папуа – Новой Гвинее. Впервые участники не смогли согласовать итоговую декларацию, в том числе по вопросам либерализации торговли[1]. Фактический провал саммита стал тревожным сигналом всему мировому сообществу.

Как отметил Президент России Владимир Владимирович Путин, любые политически мотивированные ограничения, которые переходят в сферу экономики, мешают развитию экономики и нам, и нашим партнёрам. В том числе и тем, которые вводят эти санкции[2].

Несмотря на установленные санкции, наша страна проводит последовательную линию на деполитизацию торговых и инвестиционных связей на международной арене. В том числе, это касается отношений России с США и странами Европейского Союза.

Следует отметить, что сегодня в Евросоюзе всё отчетливее осознают контрпродуктивность конфронтации с Россией. Европейцы не горят желанием терпеть многомиллиардные убытки от раскручивания санкционной спирали.

Всё большую роль в международном разделении труда стали играть международные структуры, такие как ШОС, БРИКС, ЕАЭС.

На внешнеполитической арене мы вместе с нашими стратегическими союзниками добиваемся выработки под эгидой ООН универсальных правил ответственного поведения государств в области обеспечения международной экономической безопасности.

Шаги в этом направлении полностью отвечают национальным интересам России и способствуют стабилизации социально-экономической и политической ситуации в государствах-партнерах. Они формируют отношения добрососедства с сопредельными государствами, содействуют устранению потенциальных очагов напряженности и конфликтов.

На этом фоне в качестве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве Россия рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Россия выступает за развитие организации на более высоком качественном уровне. ОДКБ должна стать авторитетной многофункциональной международной организацией, способной противостоять современным вызовам в части нейтрализации угроз для национальных экономик.

Применительно к санкциям ни в текстах международных документов, ни в научной литературе не сложилось единой терминологии[3]. По сути, речь идет о терминологической путанице. Поэтому проблемы одностороннего экономического принуждения должны стать предметом рассмотрения в рамках деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ с учетом фундаментальных норм и принципов международного права.

Россия в полной мере осознаёт свою историческую ответственность за формирование и совершенствование современной системы международных отношений и рассматривает содействие экономическому развитию стран как один из эффективных механизмов решения глобальных и региональных проблем.

Сегодня на основе анализа и оценки имеющегося законодательства[4] необходимо выработать адекватные правовые ответы на новые угрозы экономической безопасности нашей страны.

Среди важнейших задач в рамках ОДКБ:

повышение конкурентоспособности экономик наших государств;

сохранение позиций на мировых товарных рынках, а также дальнейшее расширение экспорта изделий и услуг;

обеспечение равноправных условий доступа товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутренних рынков от недобросовестной иностранной конкуренции;

проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национальных производств и повышения их конкурентоспособности;

сокращение оттока капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

[1] В Папуа-Новой Гвинее 17-18 ноября 2018 года проходил саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Впервые с 1993 года не было принято итогового совместного заявления. Камнем преткновения стали вопросы, связанные с ВТО и "богорскими целями" (либерализация торговли, особенно в снижении таможенных пошлин, упрощение торговли и инвестиций, а также техническое сотрудничество в сфере экономики и других соответствующих областях). В итоге спорные пункты были исключены, а вместо декларации решено опубликовать письменное заявление по итогам саммита.

[2] Из ответов В.В. Путина на вопросы российских журналистов, 15 ноября 2018 года, Сингапур.

[3] В 2014 г. отдельными государствами, а также Европейским союзом были введены экономические санкции против Российской Федерации в связи с вхождением Крыма и г. Севастополя в состав России. В ответ Российской Федерацией были приняты ответные экономические меры против этих государств. В докладе Консультативного комитета Совета по правам человека отмечается, что, несмотря на активное обсуждение, которое этот термин вызывает среди исследователей, а также среди различных органов системы ООН в последние десятилетия, используемое определение данного термина и особенно основные элементы, применяемые для его описания, в некотором отношении остаются расплывчатыми. Для обозначения подобных мер используются термины: "экономические меры", "ответные меры", "контрмеры", "меры экономического принуждения", "принудительные меры", "односторонние санкции", "индивидуальные международно-правовые санкции", "эмбарго". При этом даже в устойчивые, распространенные термины не всегда вкладывается совпадающий смысл.

[4] Например, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и иные акты.


Возврат к списку