Команда ОДКБ начинает и выигрывает…

04.06.2019

На Южном Урале, на полигоне 90-й гвардейской танковой дивизии, дислоцирующейся под Чебаркулем, прошла военизированная игра «Заря-6. Операция Тайфун». Эти необычные «маневры на свежем воздухе» придумали в российском министерстве обороны. Ну, а где армия – там, стало быть, и обеспечение проекта соответствующее. Например, на этот раз армейцы предоставили своим гостям не только отменно оборудованную площадку, но и армейскую технику – танки Т-72, БМП-2, бронеавтомобили «Тигр» и даже два вертолета Ми-8, с которых высаживались на точках. Всего было задействовано около 40 единиц военной техники.

По замыслу создателей, здесь сражаются команды страйкболистов из разных регионов России и других государств, в основном стран ОДКБ. Однако случаются и более дальние «родственники». Скажем, на этот раз помимо российских участников из Москвы, Челябинской, Свердловской, Ленинградской, Тюменской областей, Пермского края, Татарии, Башкирии и других регионов РФ в шестой «Заре» приняли участие страйкболисты из Китая.

Для полноты картина, видимо, не худо бы напомнить читателям «Союзников.ОДКБ» что, собственно, такое «страйкбол», и чем он отличается, например, от «пейнтбола».

Название «страйкбол» происходит от английских слов «strike» - удар, «ball» - шар. Это командная, военно-тактическая игра, в которой значение имеет только победа – никакого подсчета балов, определения индивидуального или командного рейтинга здесь нет.

Игроки вооружены, так называемым, «приводом» - пневматическим оружием, работающем, как правило, на сжатом газе. Для стрельбы используются пластиковые шарики калибром 6 мм, иногда 8 мм. В отличие от пейнтбола эти «пули» не содержат красящих пигментов. В снаряжение игрока также обязательно входит защитная амуниция, в том числе защитные очки, выдерживающих попадание в упор пластикового шарика из самого мощного используемого в игре привода.

Еще одно отличие от пейнтбола: игра ведется исключительно по-честному. То есть, если в тебя попали – то надо немедленно признать факт поражения, надеть повязку красного цвета, или, подняв руку, покинуть «поле сражения». Никакие споры на этот счет недопустимы. Спорщиков, что называется, удаляют с поля до конца игры.

Что еще? В зависимости от размера территории, игрового сценария и количества игроков - длительность одной игры может составлять от нескольких часов до нескольких суток. Так, собственно, и сложилось на полигоне гвардейской дивизии под Чебаркулем.

Забегая вперед, скажем: маневры «Зари-6» получились жаркими, хлесткими. Возможно, повлияли танки, БМП, и полевые условия, в которых все эти дни пребывали участники (жили-то в палатках). А может быть, добавила остроты и, своего рода, политическая составляющая – ведь команды на «Заре» традиционно делятся на два непримиримых противоборствующих лагеря: «Синих» - НАТО и «Желтых», представляющих ОДКБ. 
Команды сражались между собой в условиях, имитирующих боевые. В процессе игры выполняли различные задачи: штурмовали позиции, прочесывали лесной массив, захватывали охраняемый груз, а также вели разведку, оборону объектов и так далее. «Бои» шли и днем, и ночью. В темноте игроки пользовались приборами ночного видения, инфракрасными фонарями и другой спецтехникой.
Заметим и то, что напряжение и добрый выброс адреналина включились буквально с первых часов игры - это когда «Синие» начали «штурм» здания с гарнизоном защитников. Как вспоминают участники маневров, едва попав в игровую зону, они забыли, что ночью температура воздуха падала до 0 градусов, что на дворе сильный ветер. И в этом немалая заслуга группы имитации - отовсюду слышались холостые выстрелы, бабахали взрывпакеты и страйкбольные гранаты, горели оконные рамы осаждаемого дома. Чем все закончилось? Понятно, что «желтые» отбились и прогнали супостата.

Не менее интересной стала ночная фаза игры. Вообще, это считается одним из наиболее захватывающих элементов «Зари». По словам ветеранов страйкбола, к ней готовятся заранее - покупают приборы ночного видения, «трассерные» системы, при помощи которых производится подсветка специальных шаров, мощные фонари и прочее снаряжение. Все это пригодилось, когда «Желтым» надо было не допустить захвата «натовцами» ящиков с ПЗРК, а затем атаковать базу «Синих». Было немало перемещений по ночным полигонным просторам, были засады, скрытые выходы в тыл противника, обнаружение «диверсионной группы» и ночная же атака. Вот когда пригодились приборы ночного видения, умение работать с ними в полевых условиях. Завершилась ночная фаза около двух часов.

Чем еще запомнилась игра? Конечно, участием в воздушном десанте, который высаживался с вертолетов Ми-8… Конечно, маршем на БМП-2 (когда еще удастся «прокатиться» в десантном отделении боевой машины пехоты)… Конечно, финальным штурмом, который организовали на обширном полигонном пространстве, оборудованном различными фортификационными сооружениями, и где были задействованы танки, БТРы, БМП. На этот раз «Синим» в итоге удалось отбить штурм, и на этом «Заря-6: Операция «Тайфун» закончилась. При подведении итогов сошлись на том, что общий счет побед – 5:5, а, стало быть, в выигрыше оказалась дружба.

Но с окончанием игры не иссякли впечатления. И в этом смысле интересны размышления на этот счет представителя пермских страйкболистов Алексея Мазурова, опубликованные им в интернете. Некоторые его мысли вполне могут послужить комментарием как прошедшей игры, так и всего проекта с участием нашего министерства обороны.

- В первый раз на открытие в Челябинск я попал еще в 2009 году, - пишет Алексей, - Еще тогда меня удивило, что челябинские организаторы смогли наладить контакт с силовиками: в игре была задействована такая техника, как БТР-80 и бронеавтомобиль «Тигр». В Перми тогда о таком мы могли только мечтать. Впоследствии Челябинск не раз удивлял нас подобным образом.

По словам Мазурова, «сегодня практически каждый страйкболист знает, что такое «Сутки на броне» (самая масштабная игра в России, которая проводится на армейском полигоне Алабино в Московской области при участии Минобороны), многие слышали про «Зарю».

- Министерство обороны РФ посчитало, что его участие в подобных мероприятиях имеет смысл, и создало соответствующие программы в рамках военно-патриотического воспитания граждан, - полагает Алексей Мазуров.

Что касается этой игры, то Алексей отмечает, что страйкбол - это все-таки специфическое, но хобби, и страйкболисты - публика весьма разношерстная. Сама игра накладывает некие требования на поведение участников, в плане той же дисциплины. Если ее не будет совсем — играть просто не получится, не выйдет наладить командное взаимодействие, что неминуемо приведет к проигрышу.

Конечно, разные команды по-разному подходят к этому вопросу. Есть такие, где дисциплина сродни армейской (особенно если в них есть действующие военнослужащие), но есть и такие, в которых все достаточно «либерально».

- В связи с этим я выражаю глубокое уважение организаторам «Зари» и подобных игр, - говорит Алексей Мазуров, - они проделывают просто титаническую работу. Сделать такую игру, с таким количеством техники, да еще и без особых эксцессов - очень сложно.

И еще одна важная мысль.

- Я человек от армии далекий, - признается Алексей, - но мне кажется, что Министерство обороны совершенно правильно решило встроиться в такое уже давно существующее в России явление, как страйкбол. На мой взгляд, польза от этого колоссальная. Посудите сами: на различные сборы резервистов и всех прочих собрать просто так практически невозможно, кто-то вообще срочную службу в армии не проходил, а тут… Никого заставлять не надо, люди сами готовы ехать в другой регион страны, порой весьма удаленный, готовы оплачивать игровой взнос, с радостью ходят в поле и получают опыт взаимодействия с военной техникой, охотно таскают на себе тяжести (кто-то добровольно надевает «разгрузку» и «броник» с весом, соответствующим реальному). Все получают возможность проверить уровень своей физической подготовки (у тех, кто этому уделяет недостаточно внимания, «батарейки» на игре садятся весьма быстро). Остается только ввести для желающих различные занятия и стрельбы, уверен - многие так же охотно будут в них участвовать.

Конечно, некий налет несерьезности в этом будет присутствовать, поскольку страйкбол — это все же игра, в которой участвуют гражданские лица. Но, повторюсь, на мой взгляд, польза от этого с точки зрения военно-патриотического воспитания граждан и их подготовки все-таки колоссальная.

Что ж, убедиться в этом мы сможем еще раз и очень скоро - уже 14-16 июня на том же Чебаркульском полигоне пройдет следующая игра: «Заря-7. Огненный рубеж». Так что, до встречи на Южном Урале! И – победы «Желтым»!

Соб.инф.

 

 

 

 


Возврат к списку