Терроризм – угроза общая

06.06.2019

В пресс-центре «Парламентской газеты» прошел «круглый стол», посвященный крайне важным вопросам объединения усилий стран-участниц ОДКБ в борьбе с терроризмом.

Но прежде, чем начать диалог, давайте спросим: почему «Парламентская газета» предоставила свою площадку для обсуждения деятельности и перспектив именно ОДКБ? Ответ здесь, пожалуй, очевиден. Дело в том, что сегодня общества и России, и Белоруссии, и Армении, и Казахстана, и Киргизии, и Таджикистана отчетливо понимают одну простую вещь: общая террористическая угроза, другие вызовы заставляют нас объединяться. И в этих весьма сложных условиях ОДКБ становится силой, которая действительно способна эффективно противостоять этим вызовам и угрозам. Так что своевременность и острота этой повестки вполне объяснима.

Сказанное подтверждает и далеко не спокойная ситуация на внешних приграничных территориях ОДКБ. Не случайно, выступая на недавнем заседании Совета министров обороны государств СНГ, в Анапе, министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что «на границе СНГ сохраняется крайне напряженная военно-политическая обстановка». Он также заметил, что «вызовы нашему суверенитету становятся все более реальными».

Не удивительно, что и гости «Парламентской газеты» начали свой диалог именно с «одной из ключевых антитеррористических задач государств всего мира» - вопросов противодействия распространению идей экстремизма. В частности, в молодежной среде. Проблема действительно нешуточная. И, как сообщил собравшимся член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, «на недавней конференции по противодействию международному терроризму в Санкт-Петербурге … представители всех стран говорили о том, что все чаще в террористическую деятельность вовлекаются подростки и даже дети в возрасте от семи до десяти лет».

Со своей стороны «Союзники.ОДКБ» могут привести данные из не так давно опубликованного доклада ООН с красноречивым названием: «Дети «Исламского государства». Из этого документа следует, что «боевики ИГИЛ наладили целую систему по похищению детей для того, чтобы делать из них новое поколение жестоких террористов». А потому, по мнению авторов документа, «в скором времени мир могут потрясти новые, особо жестокие теракты, устроенные террористами, с малых лет воспитывавшимися в атмосфере насилия и жестокости». В докладе говорится, что «детей, попавших к террористам ИГИЛ, не просто учат воевать, но и заставляют играть в крайне жестокую игру, которая может повергнуть в шок любого психически здорового человека». Так, «воспитанники» ИГИЛ (запрещенного в РФ) в перерывах между обучением играют в некое подобие футбола, в качестве мяча в котором используются человеческие головы. Кроме того, детей заставляют смотреть видеоролики с кадрами жестоких расправ. А для того, чтобы сдать своего рода «экзамен», дети убивают людей по приказу своих главарей. «Если ребенок отказывается выполнять требования «старших», его жестоко пытают, а затем убивают», - говорится в докладе ООН.

Что касается России, то здесь мы располагаем некоторым опытом борьбы с радикализмом и религиозным экстремизмом. По словам представителя информационно-аналитического управления Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры РФ Алексея Некишева, у нас даже «создана уникальная система противодействия терроризму».

- Эту работу ведут общественники и эксперты, которые регулярно публикуют новые методические материалы, рассказывающие о том, как противостоять идеологии террористов, законодатели и силовые структуры, - пояснил Алексей Некишев участникам «круглого стола», - Ключевой элемент системы - Национальный антитеррористический комитет, созданный в 2006 году. Ведомство занимается профилактической работой, борьбой с терроризмом и ликвидацией последствий террористической деятельности.

Конечно, когда представитель такого серьезного ведомства преисполнен такого оптимизма – общественность чувствует себя как-то спокойнее. Но вместе с тем, надеясь на «уникальность» системы, верблюда лучше все же привязывать. (Так, по крайней мере, полагают на Востоке). Вот и начальник отдела ситуационного анализа угроз и подготовки проектов решений Антитеррористического центра СНГ Борис Зарудный, отмечая действительно эффективные усилия, предпринимаемые российской стороной, совершенно резонно констатирует: «в одиночку противостоять радикалам не удастся никому». Где же выход?

- Необходима согласованная контртеррористическая политика среди стран на постсоветском пространстве, - уверен Борис Зарудный, - Центр был создан в 2000 году для решения этих задач, и с тех пор мы постоянно обращаем внимание на возникновение новых угроз: это и политизация ислама, и возвращение боевиков в страны исхода. Среди них есть и выходцы из государств СНГ.

Борис Зарудный так же отметил, что для нейтрализации террористических угроз центр налаживает сотрудничество со многими международными организациями, в том числе по линии ОБСЕ, ООН, Совета Европы и стран СНГ.

- Однако у каждого государства СНГ свое законодательство и каждый по-своему рассматривает критерии причисления организаций к террористическим, - заявил он, - а вот общего перечня у нас нет.

Зато такой список формируют страны-участницы Организации Договора о коллективной безопасности, то есть, Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Таджикистан, Киргизия. На этот счет имеется соответствующая рекомендация, которая была принята на 11-м заседании Парламентской ассамблеи организации в октябре прошлого года.

Стоит напомнить, что тогда участники заседания приняли три модельных закона, имеющих, кстати, высокую степень унификации норм национальных законодательств. Это законы «Об обеспечении национальной безопасности», «О безопасности критически важных объектов» и «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму». Также приняты четыре рекомендации, направленные на сближение законодательств. В ходе диалога было отмечено, что помимо прочего они касаются деятельности аварийно-спасательных служб, защиты прав на интеллектуальную собственность, разработки, производства, обслуживания и утилизации вооружения и военной техники, признания организаций террористическими.

Последнюю рекомендацию следует отметить особо. Потому что с принятием этого документа создается основа для выполнения решения Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14 октября 2016 года «О формировании Единого списка организаций, признанных террористическими». Иными словами, спецслужбы государств - членов ОДКБ получают возможность вывести свое взаимодействие на новый уровень, а кроме того, исчезают законодательные пробелы, когда организация, признанная террористической в одной из стран ОДКБ, в другой может легально существовать.

В настоящее время в странах-участницах ОДКБ идет работа в этом направлении. И, по словам ответственного секретаря ПА ОДКБ Сергея Поспелова, «хотя единый список террористических организаций для государств ОДКБ пока не сформирован, парламентская ассамблея занимается мониторингом имплементации».

- Работа идет активно, - заметил Сергей Поспелов, - однако она зависит не только от законодателей, но и от эффективной координации силовых ведомств государств.

Стоит также заметить, что опыт России по сближению законодательств в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в рамках ПА ОДКБ вполне может пригодиться и на других международных площадках, в том числе в рамках формата конференции спикеров парламентов Афганистана, Китая, Ирана, Пакистана, России и Турции по противодействию терроризму и укреплению регионального взаимодействия.

Соб.инф.


Возврат к списку