Пока «Гром» не грянет…

13.08.2019


Как известно, на прошедшем в Киргизии международном учении антинаркотических служб государств-участниц Организации Договора о коллективной безопасности «Гром-2019» были задействованы, и весьма активно, силы и средства российской объединенной военной авиабазы «Кант». Конкретно - три штурмовика Су-25СМ и два вертолета Ми-8.

Для многих антинаркотическая борьба представляется, в общем-то, достаточно шаблонно – вычислить наркокурьера, проследить цепочку посредников, схватить наркодилера в момент передачи зелья… А тут – «в ходе учения российские штурмовики нанесли ракетный удар по мишеням, имитирующим условные точки дислокации преступников и уничтожили места хранения запрещенных веществ, их производства и фасовки, а также нарколаборатории». Более того – «экипажи вертолетов Ми-8 отработали десантирование тактических групп для проведения спецоперации по захвату террористов и освобождению заложников. Кроме того, вертолеты выполнили воздушное прикрытие групп спецназа стран-участниц ОДКБ».

Вот тебе и наркокурьеры, вот тебе и цепочка посредников…

На самом деле, если вспомнить, что учения проходили в среднеазиатском регионе, и непосредственно в Киргизии, то применение штурмовой авиации и групп спецназа здесь – вполне может быть рабочим, как говорится, инструментарием реальных мероприятий по борьбе с наркотрафиком. А он, наркотрафик, в Киргизии и других среднеазиатских республиках просто громаден. А как может быть иначе, если из соседнего Афганистана регулярно идут мощные караваны с тоннами отравы, если их сопровождают отлично вооруженные и экипированные отряды бойцов наркокартелей. Так что, хотя это, кому-то, возможно, и покажется невероятным, но порой без реального боя, да еще с применением авиации - наркотический караван не отбить.

«Союзники.ОДКБ» уже писали, что одной из главных причин того, что среднеазиатские республики так или иначе вовлечены в наркотрафик – считается афганское масштабное «производство» наркотиков. По данным экспертов ООН, территория маковых посевов в Афганистане постоянно увеличивается. Так, в 2015 опийным маком было засеяно 183 тысячи гектаров. Годом позже – уже более чем 200 тысяч га. А в 2017-ом, согласно данным Совета безопасности ООН, посевные площади опийного мака на территории Афганистана достигли рекордных 328 тысяч гектаров. И снижать этот показатель никто не думает. Всего, опять же по данным Совбеза ООН, за последние 10 лет производство наркотиков в Афганистане увеличилось почти в 40 раз. Афганские наркобароны ежегодно поставляют в страны всего мира более 800 тонн героина.

Что касается дальнейшего продвижения этого «товара», то экономическая составляющая здесь действительно убийственная. В свое время директор Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов в интервью РИА «Новости» рассказал, что «героин, произведенный в Афганистане и предназначенный для продажи в России, при прохождении через границы среднеазиатских стран дорожает более чем в 70 раз».

- Если в самом Афганистане цена колеблется в пределах тысячи долларов за килограмм героина, то, например, после его транспортировки через реку Пянж в горных районах Таджикистана за килограмм героина дают уже 1,5-2 тысячи. А например, в Душанбе и других транспортных центрах страны - до 5 тысяч долларов за килограммовую партию, - сказал Иванов.

Данные тогдашней российской антинаркотической службы подтверждают и официальные данные спецслужб стран Центральной Азии. После Таджикистан идет Киргизия, где по оценкам республиканского МВД за 2015 год цена килограмма героина колебалась в размере 6-10 тысяч долларов. В Казахстане – она составила уже 18-20 тысяч. В Узбекистане - от 15 до 30 тысяч долларов за килограмм. А в России, напомним, оптовая цена доходит до 70 тысяч долларов за килограмм. Бороться с такого рода предложениями и соблазнами, согласитесь, совсем не просто. И, получается, здесь с этими предложениями и соблазнами, по сути, и не боролись? Некоторые эксперты утверждают, что только через Киргизию за год проходит не менее 20 тонн «афганского экспорта» - их тащат, используя пять-шесть направлений с киргизско-таджикской границы. Поэтому, когда читаешь, что, к примеру, «в 2016 году правоохранительными органами Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана и Узбекистана было изъято 485 кг героина и 1 819 кг опия» - становится грустно.

Чем же объяснить такой скромный улов среднеазиатских правоохранителей, и, по сути, бесперебойные поставки огромных партий наркотиков через среднеазиатские республики в Европу, и в Россию? К сожалению, здесь нам приходится признать правоту многих независимых экспертов и штатных аналитиков, которые утверждают, что основная причина такой "эффективной работы» местных наркобаронов кроется в давно сложившейся связке этих самых наркобаронов с высшими чинами руководства республик.

Разумеется, такое положение дел вызывало самую серьезную озабоченность руководства ОДКБ. Дошло до того, что в свое время тогдашний генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа прямо заявил на пресс-конференции в Москве, что «силовые структуры, подчинявшиеся ... свергнутому президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву, контролировали наркотрафик в этой стране». 

- Год назад, до событий в Киргизии, то есть госпереворота в апреле 2010 года, некоторые силовые структуры, подконтрольные, в том числе, президенту Бакиеву, контролировали наркотрафик через юг Киргизии, - в частности сказал Николай Бордюжа.
Но и после этого соответствующие службы Организации Договора о коллективной безопасности продолжали держать ситуацию в сфере своего внимания. И, похоже, особых изменений здесь не зафиксировали.

Конечно, нельзя сказать, что борьба с контрабандой наркотиков в Киргизии не велась совсем. Например, по данным республиканского МВД, «с 2006-го по 2015 годы за торговлю наркотиками в Кыргызстане в тюрьмы было отправлено около 2,5 тысячи человек». Но! Как правило за решетку попадали и попадают мелкие распространители и перевозчики наркотиков. Поставщиков и оптовых торговцев правоохранительные органы выявляли очень редко.

К резонансному интервью Николая Бордюжи вполне уместно добавить и другой похожий пример. Еще в 2011 году Ассоциация независимых журналистов и блогеров Киргизии обратилась к международным организациям и общественности с Открытым письмом, в котором содержалось требование «провести международное расследование деятельности премьер-министра Киргизии Алмазбека Атамбаева в связи с появившейся информацией о его связях с наркотрафиком».

В частности, в Открытом письме говорилось, что «… нынешнее руководство Кыргызстана превратило страну в территорию наркотрафика, получая от транзита «белой смерти» сотни миллионов долларов ежегодно. Все попытки поднять эту тему со стороны журналистов, блогеров и общественности блокируются. Отважившиеся освещать эту тему журналисты запугиваются». Авторы письма также утверждали, что «к трафику героина причастно высшее руководство Кыргызстана, которое не заинтересовано в уничтожении этого прибыльного «бизнеса», в котором, помимо прочего, «задействованы высшие чины правоохранительных органов, а также верхушка таможенных органов Кыргызстана». В документе также утверждалось, что «главным проводником наркотических средств является крупнейший в Кыргызстане холдинг M-Set Group, включающий в себя сеть игорных заведений, расположенных именно на маршрутах наркотрафика».

Назывался и основной маршрут афганского героина - он пролегает от границы с Таджикистаном через Баткен, Ош, и Жалалабат в Чуйскую долину Киргизстана. «Через эту сеть казино проходит легализация денег, полученных от транзита наркотиков, - значилось в том Открытом письме, - В своей политической деятельности премьер Алмазбек Атамбаев заручился материальной поддержкой владельца холдинга M-Set Group Бозулана Мамазаирова».

Тогда же, комментируя этот документ, политолог и председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов, в частности, заявил, что «Киргизия стремительно превращается в наркогосударство».

- То, что Киргизия, к сожалению, стала, по сути, территорией наркокартелей в Центральной Азии, – это уже медицинский факт, - сказал Юрий Крупнов, - С прошлого лета наркокартели начали очень активно влезать в большую политику. Уже наблюдается такой феномен, как «партия-наркокартель», когда политической формой является партия, а фактической экономической базой – наркокартель. Подобные политические структуры активно начали создаваться или усиливаться перед парламентскими выборами в ноябре прошлого года.

Можно по-разному относиться и к самому Открытому письму, и к комментарию политолога. Но если вспомнить пресс-конференцию Бордюжи, и также недавнее задержание Алмазбека Атамбаева, то можно сказать, что здесь мы видим, своего рода, реакцию на это Открытое письмо. Пусть и запоздалую.

Несколько слов о задержании Алмазбека Атамбаева… Уже не журналисты и блогеры, а вполне официальные структуры вменяют ему в вину, по сути, покровительство наркомафии. Ведь одна из претензий к экс-президенту Киргизии заключается, в частности, в том, что «Атамбаев, будучи главой республики, незаконно освободил из тюрьмы криминального авторитета Азиза Батукаева». А Батукаев как раз и был главарем одного из основных наркосиндикатов Киргизии.  

Повторимся:заимев крепкие связи не только в силовых структурах, но и в высших органах законодательной и исполнительной власти -ОПГ, по сути, рванули во власть. И, как итог - в 2015 году на выборах в парламент республики по спискам политических партий проходило около 50 кандидатов, имеющих отношение к организованным преступным группам, специализирующимся на наркоторговле. Так, по крайней мере, утверждают аналитики МВД Киргизстана. Если принять все это во внимание, то становятся понятными и многие скрытые пружины киргизских «тюльпановых революций». Ведь совершенно очевидно, что в условиях нестабильности держать «в порядке» маршруты и транзиты наркотических караванов гораздо проще.

И последнее. Читателя, безусловно, интересует вопрос: можно ли бороться с этим злом? Видимо, да. Ведь находились же в Киргизии те, кто не молчал, а, напротив, что называется, бил в колокола. Ведь нашла в себе мужество нынешняя власть республики замахнуться на того, кого посчитала покровителем наркомафии. Кроме того, надежду на то, что наркомафии будет дан более-менее серьезный отпор дарит и достаточно эффективная политика руководства ОДКБ в этом направлении. Здесь в качестве иллюстраций можно привести и традиционные учения антинаркотических служб стран-участниц ОДКБ «Гром», а также разработанную службами ОДКБ и давно доказавшую свою эффективность антинаркотическую операцию «Канал». Эта операция систематически проводится вот уже более 15 лет. За это время в общей сложности из незаконного оборота изъято почти 400 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих препаратов.

Вот лишь несколько характерных примеров. В 2012 году в рамках операции изъято более пяти тонн наркотиков, в том числе 190 килограммов синтетических наркотиков, 241 килограмм опия, почти четыре тонны марихуаны, свыше пяти центнеров героина, а также более 14 тысяч тонн прекурсоров.

В минувшем 2018 году в результате операции «из незаконного оборота изъято более 9 тонн наркотиков, в том числе 5 тонн опиатов, 38 кг героина, 2 тонны наркотических средств синтетического происхождения, 800 кг гашиша и более 830 кг марихуаны. Кроме того, «изъято 115 единиц огнестрельного оружия, около 2,5 тыс. боеприпасов, материальных ценностей и других предметов, запрещенных к перевозке, на сумму более 127 тысяч долларов США. Выявлено 719 наркопреступлений, возбуждено около 7 тысяч уголовных дел. За незаконные операции с наркотиками к административной ответственности привлечены около 500 граждан.

Уже в нынешнем году в ходе операции было изъято из незаконного оборота около 11,4 тонн наркотиков, из них более 8,9 тонн опия, свыше 1,8 тонны гашиша, более 221 кг героина, более 127 кг марихуаны, свыше 205 кг наркотических средств синтетического происхождения. Кроме того, выявлено 784 наркопреступления, возбуждено около 4 тысяч уголовных дел. За незаконные операции с наркотиками к административной ответственности привлечено 580 человек. Изъято 307 единиц огнестрельного оружия и около 4,5 тысяч боеприпасов. И это только за одну операцию! 

Как видим, когда страны, входящие в ОДКБ, начинают объединять свои усилия, действовать сообща, а не поодиночке – результаты не заставляют себя долго ждать.

Владимир Попов


Возврат к списку