«… Наши народы не делили общий дом»

23.10.2019

Будущий 2020 год в Киргизии будет объявлен годом России. В республике пройдут соответствующие мероприятия, обязательно будут организованы, так называемые, перекрёстные гастроли художественных коллективов двух стран, обмен выставками и так далее. И, конечно же, в преддверии Года России и в Москве, и в Бишкеке подведут некоторые итоги экономических, политических и культурных отношений двух союзников по ОДКБ - России и Киргизии, чтобы, оттолкнувшись от этих итогов, наметить новые рубежи в развитии интеграции, укреплении дружбы и добрососедства наших государств и народов. Когда заходит речь о такого рода процессах и процедурах, дипломаты говорят, что «пришло время сверить часы»… В этой связи определённый интерес вызывает статья Чрезвычайного и Полномочного посла Киргизской Республики в Москве Аликбека Джекшенкулова, специально подготовленная для одного из российских СМИ, и освящающая сегодняшнюю ситуацию в российско-киргизских отношениях.

Прежде всего, Аликбек Джекшенкулов ставит во главу угла экономические вопросы. Это и понятно – ситуация в экономике республики достаточно сложная. Вот лишь некоторые данные, которые «Союзники.ОДКБ» нашли в информационном массиве Академии государственного управления при Президенте КР. Итак: внешний долг Киргизии составляет 60% ВВП страны. Это самый высокий показатель среди среднеазиатских и кавказских республик. На его обслуживание ежегодно тратится 28-30 млрд долларов. Основные кредиторы - Китай, Япония, Германия, Турция, Южная Корея, Кувейт, Саудовская Аравия.

Как положительный момент экономисты отмечают наличие в Киргизии дешевых сырья и рабочей силы, безопасную политическую обстановку. Но при этом также напоминают, что «многих инвесторов отпугивает высокий уровень коррупции». Хотя… Как говорится, всё относительно... Например, в 2018 году в глобальном рейтинге восприятия коррупции Киргизия набрала 29 баллов из 100 возможных и попала на 122-е место. А это, между прочим, аккурат рядом с Россией. Как сказал бы дедушка Крылов, «Чем кумушек считать трудиться…». Важно и другое – сегодня Киргизия не замалчивает имевшие место негативные тенденции, факты и явления, а прямо называет их, показывает, что затирать ошибки здесь не намерены. А это, друзья, называется, мужеством. В самом деле, не у каждого Чрезвычайного и Полномочного посла встретишь в статье, например, вот такой пассаж: «… другая проблема, ожидающая решения, касается оператора сотовой связи «Мегаком», - пишет Джекшенкулов, - В 2009 году российские инвесторы, вложившие в актив 80 млн долларов, пострадали от рейдерского захвата компании. Попытки установить справедливость пока не увенчались успехом. Но власти КР готовы к решению этой и других проблем, осознавая, что урегулирование спорных вопросов будет способствовать укреплению международного имиджа страны как надежного гаранта института права собственности».

Так что, Аликбек Джекшенкулов не теряет оптимизма. «Торгово-экономическое сотрудничество между Киргизской Республикой и Россией, - пишет он в статье, - характеризуется поступательной динамикой. По итогам 2018 года товарооборот составил 1,9 млрд долларов, на 70% превысив показатели предыдущего года. Объем российских инвестиций в киргизскую экономику за этот период составил около 150 млн долларов. В основном - в предприятия обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли, геологоразведку, добычу полезных ископаемых».

Здесь следует сделать небольшую ремарку. Дело в том, что по данным «Союзников.ОДКБ», пока что экономика Киргизии строится на автономном сельском хозяйстве, электроэнергетике, добывающей, легкой, пищевой промышленности и сфере услуг. Что касается экспорта в Россию, то почти 20% от него - это резиновая обувь, 15% - трикотаж. Наиболее востребованный товар - сухофрукты и орехи. А ведь Киргизия располагает месторождениями золота, угля, ртути. 17 гидроэлектростанций обеспечивают электричеством всю республику и соседние государства. Но, опять же мы возвращаемся к давним болячкам – устаревшая, а кое-где и вовсе разрушенная технологическая база промышленных предприятий, внушительный внешний долг, коррумпированность государственных органов. Вот почему, по мнению Аликбека Джекшенкулова, для республики так важны сегодня связи с Россией – именно при поддержке нашей страны здесь надеются возродить высокотехнологичную промышленность, что называется, поднять производство с колен. Для надежды имеются некоторые основания. Какие? «В республике более 600 российско-киргизских предприятий и 300 компаний с чистым российским капиталом, - пишет Джекшенкулов, - Между субъектами РФ и Киргизией заключено более 40 соглашений о сотрудничестве. Москва взаимодействует с Бишкеком как на двусторонней основе, так и в рамках интеграционных объединений ЕАЭС, СНГ, ШОС и ОДКБ».

И еще один важный момент отмечает Чрезвычайный и полномочный посол Киргизии в Москве: «Импульс экономическим отношениям придал визит в КР Президента России Владимира Путина, состоявшийся 28 марта 2019 года. Тогда же прошла восьмая российско-киргизская межрегиональная конференция, оказавшаяся беспрецедентной с точки зрения бизнес-наполнения. В ней участвовали более 500 российских компаний, заключивших инвестиционные и экспортные контракты на сумму около 6,5 млрд. рублей. В присутствии лидеров двух стран подписана «дорожная карта» по привлечению инвестиций ПАО «Газпром» в ОАО «Кыргызнефтегаз». Таким образом, по мнению Аликбека Джекшенкулова, «в 2019 году двусторонние отношения были выведены на новый уровень, а экономический эффект от первых проектов ожидается уже в 2020 году».

Почему хочется верить написанному… Дело в том, что, похоже, в Киргизии действительно взят курс на наведение элементарного порядка и в государственном управлении, и в выстраивании нормальных экономических структур, схем, конструкций. Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, с одной стороны, на практике и достаточно жестко пытается бороться с коррупцией, а с другой, по словам киргизского посла, «уделяет первостепенное внимание созданию благоприятного климата для российских инвесторов». Это выражается, прежде всего, в снятии административных барьеров и поддержании обратной связи с бизнесменами из России. «Главы крупных компаний могут встретиться и обсудить свои проблемы с руководством страны, - утверждает Аликбек Джекшенкулов, - Администрация президента, правительство, а также посольство КР в России нацелены на содействие в разрешении спорных вопросов». И вообще, «президент держит на личном контроле важные двусторонние экономические проекты».

В качестве примера Джекшенкулов приводит ситуацию с российской компанией «Альянс Алтын», разрабатывающей золоторудное месторождение «Джеруй» в Таласской области. «Президент Жээнбеков регулярно принимает ее владельца - главу ГК «Русская платина» Мусу Бажаева, - пишет Аликбек Джекшенкулов, - Киргизское государство пошло навстречу «Альянс Алтыну»: снижена экологическая финансовая нагрузка, законодательно закреплены условия для кратчайшего запуска в эксплуатацию промышленных объектов, предоставлена железнодорожная инфраструктура для минимизации логистических издержек оператора проекта. Со своей стороны мы надеемся, что в этом году состоится давно ожидаемый, но несколько раз переносившийся запуск золотоперерабатывающей фабрики. Инвестиции в проект составляют 372 млн долларов, из которых освоено 245 миллионов».

Кроме того, как напоминает автор статьи, «в КР давно и успешно работают «Газпром», «Роснефть», РЖД, «Росатом», «Билайн». Киргизские власти стараются создать им режим наибольшего благоприятствования. Для газового концерна сохранена возможность ежемесячной тарификации в зависимости от курса доллара к национальной валюте - сому. Часть муниципального транспорта переведена на газовое потребление. Прорабатывается возможность строительства при поддержке концерна тепловых газовых котельных в южной части Бишкека».

Особая тема – участие в развитии экономики республики Российских железных дорог. Дело в том, что если автотранспортную систему в Киргизии можно считать достаточно развитой, то железнодорожная сеть, откровенно говоря, пребывает в не самом лучшем состоянии. И что делать в этой ситуации? «В интересах РЖД, - пишет Джекшенкулов, - киргизская сторона прорабатывает вопрос участия компании в стратегическом проекте - строительстве железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и интеграции этой магистрали с российскими железными дорогами». Надо полагать, возрождение железнодорожной отрасли придаст новый и существенный импульс развитию местной экономики. Да и РЖД, видимо, внакладе не останется.

Перспективной сферой сотрудничества мог бы стать туризм. По итогам 2018 года Киргизскую Республику посетили не менее 1,4 миллиона зарубежных туристов, из которых 900 тысяч приезжали в Иссык-Кульский район. При должном обновлении санаторно-курортной инфраструктуры это направление могло бы стать привлекательным как в России, так и на всем евразийском пространстве.

И еще несколько слов об участии России в восстановлении экономики Киргизии. По словам Аликбека Джекшенкулова, в республике также большие надежды возлагают на деятельность российско-киргизского Фонда. Структура серьезная – капитал доведен до 500 млн долларов. Его цель - содействовать экономическому сотрудничеству двух стран, модернизации и развитию экономики КР, обеспечению доступа республики к финансовым инструментам. «На 1 сентября 2019 года, - узнаём мы из статьи, - Фонд профинансировал 2037 проектов на 369,5 млн долларов. Крупный кредит - порядка 17 млн – выдан, в частности, на строительство ТЦ «Азия Молл» в Бишкеке». Стало быть, деньги работают?

Примечательно и то, что Аликбек Джекшенкулов в своей статье предлагает и достаточно разумные, эффективные решения имеющихся, как он говорит, «застарелых» проблем. Одна из таких проблем, в частности – ситуация со старым долгом Киргизии перед ОАО «РусГидро». Долг составляет уже 37 млн долларов. И как его погашать? «Долг сопоставим с капитализацией компании ОАО «ТНК Дастан», - рассуждает Джекшенкулов, - а это предприятие могло бы быть интересно российской оборонной промышленности».

Это действительно так. По данным «Союзников.ОДКБ», «Дастан» - это неплохо оснащенное предприятие, имеющее высококвалифицированных специалистов, и способное создавать высокотехнологичную продукцию. В советские годы завод серийно производил торпедное вооружение. Сегодня основным видом деятельности является разработка, производство и реализация систем военно-морского оборудования, электронных приборов, медицинских центрифуг, а также потребительских товаров. «В 2010 году, - продолжает Аликбек Джекшенкулов, - была достигнута договоренность, согласно которой российская сторона должна была получить 97% акций компании в счет погашения долга КР в размере $180 млн перед РФ. Можно было бы вернуться к этому вопросу, решив таким образом проблему долга перед «РусГидро». При этом благодаря российским инвестициям «Дастан» мог бы вернуть лидирующие позиции в отрасли». По-моему, над этим вариантом российской стороне следовало бы подумать.

Конечно же, в своей статье Аликбек Джекшенкулов не мог не обойти важную тему трудовой миграции. Кстати, по данным, которые можно найти в обзоре экономики Киргизии, подготовленном Всемирным банком, «75,6% киргизских мигрантов - это мужчины в возрасте 18-35 лет, и 89% из них имеют полное среднее или высшее образование». 

Надо сказать, что граждане Киргизии, работающие в России, служат сегодня довольно серьезным подспорьем экономике страны. Шутка ли - в 2018 году за пределами республики, в основном в России и Казахстане трудились более 800 тысяч киргизстанцев. За год они отправили на родину денежных переводов на сумму 2,1 млрд долларов. А это – примерно 20% ВВП Киргизии. И эти люди, по словам Аликбека Джекшенкулова, нуждаются в заботе и поддержке со стороны родного государства. «В Киргизии внимательно следят за тем, как обстоят дела у соотечественников, проживающих в России, - пишет он, - В сентябре в разных регионах России я встречался с руководителями субъектов проживания киргизской диаспоры и с ее представителями. Обсуждал проблемы мигрантов, их адаптации, доступа к здравоохранению, образованию. В целом мигранты чувствуют себя в РФ благополучно. При этом многие киргизские предприниматели поднимали вопрос введения единой валюты ЕАЭС и двойного гражданства, что могло бы разрешить многие проблемы». Одним из решений здесь, по мнению киргизского посла, «может стать привлечение российских банков для сопровождения и обслуживания мигрантов, работающих в РФ». Это, в первую очередь, медстрахование, пенсионное обеспечение, единая система учета и обслуживания в КР и РФ, денежные переводы, свободная конвертация валюты с минимальными потерями, беспроцентные ссуды в качестве подъемных средств, кредиты. «Мы настроены работать в этом направлении», - читаем в статье.

Какой же вывод делает автор статьи, проанализировав нынешнее состояние российско-киргизских дружественных связей? «Отношения России и Киргизии, - читаем у Аликбека Джекшенкулова, - выходят на новый уровень в том числе благодаря евразийским интеграционным процессам, запущенным после вхождения Бишкека в ЕАЭС. Наша страна получила доступ к общему рынку товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а в отношении проживающих в РФ выходцев из КР действуют упрощенные процедуры и правила регулирования трудовой миграции. Наши граждане могут работать в России без патентов, квот, сдачи экзаменов на знание русского языка и других разрешительных документов. По экспертным оценкам, это позволяет экономить не менее 60 тысяч рублей в год на человека. Это создает основу для повышения качества жизни и благосостояния проживающих в России граждан КР».

И еще один важный момент хотелось бы обязательно отметить. «Президенты Сооронбай Жээнбеков и Владимир Путин решили провести в 2020 году год Киргизской Республики в РФ и год России в КР, - пишет Аликбек Джекшенкулов, - Это символично, так как в России этот год объявлен Годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Киргизский народ, сражавшийся бок о бок с другими народами Советского Союза против мирового зла в лице фашизма, свято чтит память об этом. Наше движение навстречу друг к другу, совместная защита общих ценностей обусловлены, если хотите, историческими корнями, когда наши народы не делили общий дом, проживали на одной территории. Поэтому начавшаяся интеграция актуальна не только в экономическом аспекте, но и в историческом, культурном и гуманитарном».

Пожалуй, лучше и не скажешь…

Владимир Попов


Возврат к списку