Провокация или проверка боем? В Таджикистане боевики ИГИЛ напали на погранзаставу

07.11.2019

Со вчерашнего дня в российских СМИ не стихает обсуждение тревожной информации с таджикской границы. Как следует из многочисленных, и подчас разрозненных сообщений в прессе, «в ночь на 6 ноября вооруженная группа атаковала погранзаставу на границе Таджикистана и Узбекистана. Нападавшие были в масках, в результате перестрелки погибли двое таджикских правоохранителей».

Что же произошло на погранзаставе? Как рассказали «Союзникам.ОДКБ» в пресс-службе Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана, в ночь на 6 ноября, примерно в 03:23 по местному времени - вооруженная группа численностью до 20 человек напала на таджикскую погранзаставу №4 «Ишкобод» - объект относится к войсковой части отряда «Султанабад», он расположен в 60 километрах к западу от Душанбе в районе Рудаки. В результате нападения были убиты офицер пограничных войск и милиционер, дежурившие на заставе. Однако пограничникам Таджикистана удалось быстро блокировать нападавших террористов и отразить атаку. Её результаты: 15 ликвидированных и 5 арестованных боевиков. Также уничтожено 4 автомобиля террористов. После нападения исламистов в республике усилили меры безопасности. На место происшествия выехала и сразу приступила к работе оперативно-следственная группа. При въезде в Душанбе начали досматривать автомашины. Общественные места взяли под особый контроль силовиков.

Почему именно на 6 ноября бандиты спланировали нападение? Дело в том, что в этот день в Таджикистане отмечают государственный праздник - День Конституции. И, согласитесь, захват и удержание в течение определённого времени погранзаставы – стало бы весьма резонансной провокацией. А по мнению члена Ассоциации группы антитеррора «Альфа», подполковника запаса Андрея Попова, это, скорее всего, была проба сил.

- Судя по результатам нападения, боевики посмотрели реакцию, отработали направления движения, возможные варианты отступления, посмотрели, как реагируют пограничники, искали слабые стороны. Это подготовка к чему-то большему, - сказал Попов.

Также по мнению ветерана «Альфы», еще одной целью атаки игиловцев, видимо, было «поддержание своего имиджа, чтобы порадовать своих спонсоров, привлечь новые средства и завербовать сторонников». Однако террористы не учли того обстоятельства, что погранслужба Таджикистана в последнее время значительно прибавила в профессионализме и выучке. В свою очередь пограничники, армейцы и спецслужбы республики добрым словом помянули и многочисленные тренировки, и масштабные учения ОДКБ – такие, как, например, «Нерушимое братство-2019», на которых как раз и отрабатывались практические действия по борьбе с бандформированиями. Символично, что эти маневры проходили на полигоне Харб-Майдон, который расположен на границе с Афганистаном. Также можно вспомнить и прошедшие в середине октября учения «Взаимодействие-2019», на которых также отрабатывалась операция по предотвращению приграничного вооруженного конфликта. Так что, получается, теперь на заставе «Ишкобод» случился, своего рода, экзамен, и Таджикистан этот экзамен выдержал.

… После ареста нападавшие были отправлены в ГКНБ Таджикистана. Во время допроса они признались, что являются членами террористической организации «Исламское государство». Террористы показали, что они в ночь на 3 ноября они незаконно пересекли афгано-таджикскую границу через афганский уезд Калаи Зол и попали в Кубодиёнский район Хатлонской области. Их задачей было совершение серии терактов на территории Таджикистана. Погранзаставу «Ишкобод» они выбрали для атаки, поскольку она показалась им «наименее защищённой». Также в спецслужбах не исключают, что на территории Таджикистана у нападавших были сообщники, которые все эти дни активно помогали им в подготовке террористической атаки.

… Вот такая история. Между тем, по большому счету, ничего удивительного или неожиданного здесь нет. Этот игиловский нарыв на афгано-таджикской границе назревал давно. Информацию о том, что в северных провинциях Афганистана неспокойно, что там скапливаются выбитые из Сирии и Ирака бандиты и террористы не раз обнародовали представители ОДКБ, а также структур государственной безопасности, и Правоохранительных органов стран-участниц Организации. И не только…

Например, об угрозе прорыва боевиков на севере Афганистана говорили лидеры стран ОДКБ на встрече в Астане 8 ноября 2018 года. Через день, выступая на московской конференции по Афганистану министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о попытках ИГИЛ укрепиться в Центральной Азии, опираясь на Афганистан.

- Передовые отряды террористов в лице ИГИЛ не без поддержки внешних спонсоров пытаются превратить Афганистан в плацдарм своей экспансии в Центральной Азии и в целом в нашем обширном регионе, - заявил Сергей Лавров.

А вот данные посвежее - в начале нынешнего 2019 года в российском МВД сообщили о массовой переброске боевиков ИГИЛ из Пакистана на афгано-таджикскую границу. Если конкретно, то 19 января заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов заявил прессе, что «боевики ИГ в массовом порядке неизвестными вертолётами с территории Пакистана перебрасываются … на границу с Таджикистаном».

Хотя, почему – «неизвестными вертолётами»… По большому счёту, это, как говорится, секрет Полишинеля. Потому что тот же Сергей Лавров в недавнем интервью RT France, Le Figaro и Paris Match заявил, что «за перемещением боевиков ИГИЛ в Афганистан, в его приграничные с Таджикистаном районы - могут стоять США».

- Мы всё чаще имеем факты, что американцы перевозят игиловцев из Сирии в Ирак и в Афганистан, - прямо сказал Лавров, - Нас это тревожит… Особенно потому, что это вписывается в имеющиеся подозрения многих аналитиков о том, что Афганистан хотят превратить в новый плацдарм ИГИЛ.

По мнению экспертного сообщества, «такие опасения вполне обоснованы, и переброска боевиков, скорее всего, осуществляется с ведома США при поддержке их союзников из стран Персидского залива». Для чего они это делают? Всё очень просто – «афганская язва в Центральной Азии позволяет им создавать головную боль для всех соседей - как ближних, так и дальних». А уж от возможности создать такого рода пакости американцы никогда не откажутся. А раз так – всё, как говорится, становится на свои места. И стратегический замысел наших заокеанских недругов вполне очевиден – подталкивание игиловцев к «походу» на среднеазиатские республики, создание в приграничных районах очагов напряжения, организация масштабных провокаций. В перспективе - с выдавливанием большого количества беженцев - со всеми вытекающими последствиями - в сторону России.

О явных признаках реализации такого рода планов, повторимся, говорилось не раз. Так, начальник Антитеррористического центра СНГ генерал-полковник полиции Андрей Новиков на международных учениях «Иссык-Куль - Антитеррор - 2018» заявлял о «попытках террористов создать в Средней Азии новый опорный центр так называемого халифата» и попытках их проникновения из Афганистана.

- Всё это делает террористические угрозы в нашем регионе и в СНГ в целом долговременными. Особую озабоченность вызывает тот факт, что члены террористических организаций не оставляют попыток проникновения с севера Афганистана на территорию среднеазиатского региона с целью дестабилизации обстановки, - сказал тогда Новиков.

А по оценкам российской Федеральной службы безопасности в конце 2018 года в Ираке и Сирии находились около шести тысяч боевиков ИГИЛ – уроженцев среднеазиатских республик. И сегодня многие из них уже перебрались как в страны исхода, так и в приграничные районы Афганистана. Именно они представляют собой наиболее серьёзную угрозу, поскольку, как отмечают многие эксперты, «обычно эмиссары, прибывшие с Ближнего Востока, составляют не более десятой части террористов, но именно на них ориентируются местные жители, никогда не выезжавшие в Сирию». Так что гремучая террористическая смесь по обе стороны таджикской границы не конспирологические теории, а, к сожалению, тревожная реальность.

Кстати, кроме заявлений на этот счет имеются и многочисленные факты, свидетельствующие о возрастании активности международных террористов и исламских радикалов в среднеазиатском регионе, в зоне ответственности ОДКБ. Вот некоторые их них… В августе 2018 года к 26 годам лишения свободы в Таджикистане приговорили ячейку Партии исламского возрождения Таджикистана, планировавшую теракты во время празднования Навруза (Нового года у иранских и тюркских народов), а также атаку на российскую военную базу.

В ноябре минувшего 2018 года зампредседателя Госкомитета нацбезопасности Таджикистана Мансурджон Умаров сообщил о задержании на территории республики двенадцати членов группировки «Исламское государство», которые готовили в стране теракт. Причём, взяли их с поличным. В том же ноябре в колонии строгого режима в Худжанде произошёл бунт заключённых, организованный осужденными игиловцами. Они планировали вырваться из колонии, поднять своих сторонников в регионе и начать террористическую деятельность. О том, что «Исламское государство» стояло за этим инцидентом, заявило связанное с группировкой некое издание «Амак».

Такую же схему игиловцы попытались реализовать в мае нынешнего года – для этого они организовали беспорядки в колонии строгого режима в Вахдате. В МВД Таджикистана заявили, что около 30 осужденных боевиков захватили в заложники троих надзирателей и убили их. В ходе последовавшей за этим спецоперации сотрудники учреждения ликвидировали 21 бандита из числа инициаторов бунта, ещё восьмерых убили другие заключённые.

Что касается инцидентов на границе, то они происходят постоянно. Один из характерных случаев - проникновение боевиков из Афганистана в Таджикистан в районе Пянджского погранотряда. Тогда бандгруппа численностью до 12 человек незаконно пересекла государственную границу и вторглась на территорию республики. В районе реки Пяндж террористы обстреляли из автоматов АК-74 и ручного противотанкового гранатомёта автомобиль «Нива», в котором находились жители Фархорского района Таджикистана - сотрудники местного лесхоза. В результате нападения 53-летний Амирхон Саидов и 50-летний Давлат Сангаков погибли. Таджикские пограничники были подняты по тревоге, и провели спецоперацию по поиску и ликвидации нарушителей. Комментируя этот инцидент, руководитель пресс-центра Пограничных войск Государственного комитета национальной безопасности республики Мухаммад Улугоджаев заявил, что «в общей сложности за полгода на границе с Афганистаном пограничные войска Таджикистана во взаимодействии с другими силовыми структурами провели несколько десятков подобных спецопераций».

Такова повседневная реальность таджикско-афганской границы…

И в завершение - еще несколько слов о реакции на этот инцидент. Как стало известно «Союзникам.ОДКБ», буквально вчера на проходившей в Ташкенте VII научно-практической конференции Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, Председатель координационной службы Совета командующих пограничными войсками стран СНГ Александр Манилов, заявил, что «СНГ совместно с ОДКБ окажет необходимую помощь в укреплении таджикско-афганской границы». Он также добавил, что «проект программы укрепления границы Таджикистана и Афганистана разослан был во все государства-участники ОДКБ и СКПВ», и «судя по всему, в ближайшее время начнется практическая работа в этом направлении».

Владимир Попов


Возврат к списку