Ереванский диалог стратегических партнёров

12.11.2019


Завершился двухдневный официальный визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Ереван. Глава российского внешнеполитического ведомства провел переговоры с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, президентом республики Арменом Саркисяном, а также с главой МИД Зограбом Мнацаканяном. Как сообщают сухие строки мидовскиой информации, «в ходе встреч стороны обсудили широкий круг вопросов двустороннего и многостороннего сотрудничества, в том числе – в рамках ОДКБ и ЕАЭС, а также проблемы региональной безопасности и мирное урегулирование карабахского конфликта».

Подводя итоги визита, Сергей Лавров вычленил несколько, пожалуй, главных на сегодняшний день позиций. Прежде всего, по мнению министра «перемены в Армении не помешали обеспечению преемственности в двусторонних отношениях, наращиванию союзнического и стратегического партнерства во всех областях». Второй важный момент заключается в том, что «в России довольны развитием торговли с Арменией».

- Москва – ведущий партнер Еревана, крупнейший инвестор в армянскую экономику, - сказал Сергей Лавров, - Российские власти уделяют важное внимание и взаимодействию с Арменией в рамках ОДКБ, ЕАЭС, СНГ.

И, наконец, следует отметить существенную роль Организации Договора о коллективной безопасности в укреплении мира в Закавказском регионе, а также дружеских партнерских отношений России и других стран ОДКБ с Арменией.

- Через пару недель в Бишкеке состоится саммит ОДКБ, - заметил Лавров, - и там также предстоит продвигать взаимодействие двух стран в сфере военно-политической безопасности.

В свою очередь премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе диалога с главой российского МИДа заявил, что «отношения с Россией после смены власти в Армении получили новую динамику».

- В последний раз вы с официальным визитом были в Ереване два года назад, - напомнил Никол Пашинян, обращаясь к Сергею Лаврову, - За это время в Армении произошли большие перемены. Хочу подчеркнуть, что в результате этих изменений отношения между нашими странами стали динамичнее.

Глава армянского правительства также указал на «недавно достигнутую договорённость о том, что его официальный визит в Москву намечен на первую половину 2020 года, и за ним последует уже официальный визит Президента России Владимира Путина в Ереван».

Конечно, в ходе переговоров большое внимание было уделено вопросам экономического взаимодействия. Напомним, что Армения довольно успешно «председательствовала» в ЕАЭС. И Пашинян заметил, что «не так давно в Ереване прошло заседание Высшего евразийского экономического совета», и «это было беспрецедентное по своим масштабам мероприятие». Что касается конкретного наполнения экономической повестки, то, по словам армянского премьер-министра «экономические отношения между Арменией и Россией также активно развиваются».

- Мы надеемся, что в этом году объём товарооборота достигнет отметки в два миллиарда долларов, - сказал Никол Пашинян, - Это достаточно хороший результат, который создаёт важные предпосылки для дальнейшего развития союзнических, стратегических отношений между нашими странами.

И в России удовлетворены «темпами и интенсивностью развития российско-армянского сотрудничества, наращиванием союзнического и стратегического партнёрства во всех областях».

- У нас очень тесные контакты по линии экономических ведомств, межправительственные комиссии готовятся к работе в первой половине следующего года в Ереване, - заметил глава МИД РФ, - Здесь же пройдёт российско-армянский межрегиональный форум.

Одним словом, Россия обозначила свой постоянный интерес к развитию сотрудничества с Арменией. Причём, не просто, как с дружественной страной, а как «со своим стратегическим партнёром в Закавказском регионе». По словам главы МИД России Сергея Лаврова, «Ереван решает масштабные задачи по обеспечению устойчивого социально-экономического развития» и «Россия всегда готова быть рядом с Арменией, помогать ей и подставлять плечо».

Почему это важно… Будем откровенны: после известных внутриполитических перемен в Армении многие эксперты прогнозировали «если не смену внешнеполитического курса, то внесение коррекции на российском направлении». И действительно, доходило до того, что «главные политические контакты между Москвой и Ереваном проходили вне армянского пространства». И вот здесь-то, на мой взгляд, именно ОДКБ оказалась той самой структурой, которая удержала Ереван на верной орбите, на направлении, которое действительно отвечает интересам двух стран в самом широком диапазоне – от экономики до безопасности.

В этой связи совсем не случайным видится и недавний визит в Армению министра обороны России Сергея Шойгу, в ходе которого «стороны обозначили планирование совместной работы по развитию военного и военно-технического сотрудничества двух стран, а также укреплению ОДКБ».

- На территории Армении находится 102-я российская военная база, которая является гарантом стабильности в Кавказском регионе, - в частности заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу в ходе переговоров с армянским коллегой Давидом Тонояном, - Сегодня ее проинспектировал. База боеспособна и готова совместно с Вооружёнными силами Армении противостоять существующим угрозам безопасности.

Более того, в результате диалога была достигнута договорённость об «увеличении мощности и боевого потенциала российской базы в Гюмри почти в два раза».

Если учесть, что «определённые политические силы» раньше пытались навязать дискуссию в армянском обществе о целесообразности пребывания в республике российского воинского контингента, то заявление о повышении потенциала гюмринской базы, в определённой степени, свидетельствует о том, что вектор армянской политики направлен в сторону Москвы и ОДКБ.

Что касается политической повестки визита, то здесь, видимо, следует отметить, в частности, заявление Сергея Лаврова, касающееся вопросов «оказания помощи христианам в Сирии и на Ближнем Востоке, что в целом является общей заботой России и Армении». Напомним, что армянские врачи и сапёры давно и небезуспешно действуют в составе российских ВКС в Сирии, и «Союзники.ОДКБ» подробно рассказывали об этом.

Также важной видится и позиция, обозначенная российским министром иностранных дел, касательно перспектив урегулирования нагорно-карабахской ситуации. По мнению Сергея Лаврова, «решение конфликта должно быть приемлемо и для Еревана, и для Степанакерта, и для Баку». Эксперты отмечают, что он также «не высказался против участия Нагорного Карабаха в переговорном процессе, но подчеркнул, что это должны решать сами стороны конфликта». Очевидно и то, что позиция России в этой ситуации, что называется, оптимальная. Для Смоленской площади «население Карабаха – это и армянская, и азербайджанская общины». Только учитывая такое положение дел можно рассчитывать на то, что «возможный компромисс будет честным, отражающим реальный, справедливый баланс интересов».

Конечно, за оптимистичными заявлениями российского министра и армянского премьера не следует забывать о существующих в наших отношениях проблемах. Но, собственно, участники прошедшего ереванского диалога и не скрывают наличие этих проблем. Да, эксперты и в Ереване, и в Москве говорят о неурегулированных пока ценах на российский газ для республики, о «скандальной ситуации» с дочерней фирмой РЖД в Армении и российской оружейной компанией ORSIS. Кроме того, Россия всерьез обеспокоена присутствием на армянской территории биолабораторий, созданных по заказу Пентагона. 

Это, действительно, достаточно серьезная проблема. Во-первых, в Армении американских военных биолабораторий около десятка, и такого количества опасных объектов нет, пожалуй, ни в одной стране. Во-вторых, очень многие данные говорят о том, что в этих лабораториях американцы разрабатывают вирусы, действующие на конкретные этносы, проживающие, в частности, на территории Турции, Северного Кавказа и Азербайджана. Ряд экспертов полагает, что «эти территории и являются целью возможных эпидемиологических атак». А в-третьих, американцы запретили Еревану допускать российских учёных в эти лаборатории. И пока что реальных договорённостей в этом направлении достичь не удалось.

Однако, как дипломатично заметил на этот счёт Сергей Лавров, «при таком объеме и многогранности связей объективно могут возникать отдельные вопросы, по которым выявляются расхождения». Остаётся надеяться, что эти расхождения не превратятся в неразрешимые проблемы, а с течением времени урегулируются в интересах двух стран.

Владимир Попов


Возврат к списку