Сергей Лавров: «Российская политика лишена двойных стандартов…»

02.12.2019


«Союзники.ОДКБ» уже писали о том, как в киргизской столице проходили сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ и предшествовавшая этому важному диалогу масштабная встреча министров иностранных дел (СМИД), Совета министров обороны (СМО) и Комитета секретарей советов безопасности (КССБ) Организации. В рамках этих важных мероприятий было организовано немало консультаций, заседаний, прямых диалогов. Однако были и встречи, которые, на первый взгляд, не имели прямого отношения к бишкекскому форуму ОДКБ, однако, по большому счёту, довольно успешно работали на укрепление авторитета Организации Договора о коллективной безопасности. Одна из таких полезных встреч прошла в Дипломатической академии МИД Киргизии, для неформального визита в которую, что называется, буквально выкроил время министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он выступил перед слушателями и профессорско-преподавательским составом академии с гостевой лекцией на тему: «Внешняя политика Российской Федерации в странах Центральной Азии», по завершению которой ответил на вопросы студентов и магистрантов Академии.а

Прежде всего, глава МИДа чётко и ясно обозначил основные принципы политики российского внешнеполитического ведомства вообще, и на среднеазиатском направлении зоны ответственности ОДКБ, в частности. Суть этих принципов заключается в том, чтобы «вместе продвигать наши интересы и готовить молодое поколение к тому, чтобы отстаивать задачи развития наших народов и стран…». И трудно не согласиться с министром иностранных дел России, когда он говорит о важности для любой нормальной страны «максимально благоприятного внешнего окружения», ведь «заинтересованность в нем – естественное состояние любого государства… Это неотъемлемое условие для мирного, стабильного, безопасного развития каждого государства".

- В этой связи, - сказал Сергей Лавров, - с удовлетворением отмечаю, что Россия и страны Центральной Азии – не просто добрые соседи, но и испытанные временем партнеры. Наши народы связаны многовековой общей историей, культурным наследием, а главное – чувствами дружбы и взаимной симпатии.

А что лежит в основе такого рода отношений? Лавров убеждён: главное здесь то, что «российская политика на центральноазиатском направлении лишена скрытых повесток и двойных стандартов». Что это означает на практике? Российский министр объяснил сказанное вполне подробно. По словам Сергея Лаврова, «мы не рассматриваем регион через призму геополитического противоборства, как арену для игр с «нулевой суммой»; не ставим его государства перед искусственным выбором – либо с нами, либо против нас; не политизируем ту помощь и поддержку, которую мы оказываем странам региона; выстраиваем сотрудничество со всеми без исключения странами Средней Азии на прочной основе международного права, принципах равноправия, взаимного уважения и поиска баланса интересов». Наконец, как особо подчеркнул глава МИД РФ, «данная философия заложена и в успешно стартовавшем формате «Центральная Азия плюс Россия» («5+1»), в рамках которого в нынешнем году уже состоялись две неформальные встречи на уровне министров иностранных дел центральноазиатской «пятерки» и Российской Федерации».

Нетрудно заметить, что перечисленные принципы так же успешно «работают» в Организации Договора о коллективной безопасности. И, пожалуй, именно благодаря равноправию, взаимному уважительному отношению другу к другу со стороны всех стран-участниц ОДКБ, нам и удалось создать действенную, эффективную структуру, способную на деле обеспечить безопасность всего периметра наших границ. Это тем более примечательно и важно, что практически у каждого государства, входящего в Организацию, что называется, перед глазами имеются примеры совсем другого порядка. Сергей Лавров называет эти примеры, и не скрывает их оценку со стороны российской дипломатии.

- Мы не одобряем действия тех внерегиональных игроков, которые пытаются в русле архаичной теории, так называемой, «Большой игры» повлиять на внешнеполитический курс государств региона в нужном для себя ключе, навязать его народам рецепты, модели развития и поведения, - пояснил Сергей Лавров.

Сказанное он вполне доходчиво объяснил «на печальном примере Украины». Что ж, трудно не согласиться с тем, что «эта страна, которую заставили делать ложный выбор – с Европой или с Россией, стала жертвой спровоцированного извне государственного переворота, попала под внешнее управление при прошлом режиме и в итоге оказалась отброшенной далеко назад, лишилась мощнейшей индустриальной базы".

- Еще только предстоит урегулировать конфликт на Донбассе, преодолеть глубочайший раскол украинского общества, - сказал Сергей Лавров.

Вот такая ситуация с Украиной… Иногда даже с трудом верится, что такое возможно: выйти из СССР с огромным потенциалом для развития, обладая развитой научной и высокотехнологичной производственной базами, располагая великолепными сельскохозяйственными и природными ресурсами – и всё этот потерять из-за желания услужить американцам… И совсем иначе развиваются события там, где странам и народам хватило мудрости сделать верный выбор, не променять многовековую дружбу на сомнительные посулы свежеиспечённых «друзей».

- Мы выстраиваем политику России на всех направлениях исключительно в созидательном русле, - сказал Сергей Лавров, - В рамках сотрудничества с центральноазиатскими партнерами созданы и успешно функционируют более 10 тысяч отечественных и совместных предприятий, которые реально способствуют развитию их экономики. Российские инвестиции в регионе составляют порядка 20 миллиардов долларов. В России трудятся более четырёх миллионов граждан государств Средней Азии – и это тоже мощная прибавка к их ВВП.

Глава российского МИДа также привёл и другие цифры, раскрывающие порядок и объёмы братской российской помощи нашим союзникам по ОДКБ. Так, Россия продолжает оказывать содействие модернизации инфраструктуры и социальной сферы центральноазиатских партнеров. И, представьте, с 2008 года совокупный объем нашей безвозмездной помощи - как по двусторонним каналам, так и по линии многосторонних институтов - уже превысил 6 миллиардов долларов. Если говорить непосредственно о Киргизии, то, например, через Всемирную продовольственную программу ООН российской стороной выделено Бишкеку более 70 миллионов долларов. Общий объем российских грантов на поддержку киргизского госбюджета за последние семь лет составил 311 миллионов. В прошлом 2018 году был полностью списан долг Киргизии перед Россией в размере 240 миллионов долларов. Согласитесь, это серьёзные цифры.

Что касается других наших соседей по среднеазиатскому региону, то, "через Трастовый фонд Россия-Программа развития ООН осуществляются специализированные проекты в водно-экологической сфере в Киргизии, а также в Таджикистане и Узбекистане". И российская сторона, по словам Лаврова, готова «и дальше продвигать такое взаимодействие, включая поддержку, содействие, консультативную помощь при решении вопросов водопользования в регионе». Так же, по мнению Сергея Лаврова, «общим интересам отвечает и укрепление единого культурно-гуманитарного пространства».

- В регионе функционируют совместные высшие и средние учебные заведения, расширяется представленность российских вузов, - рассказал министр, - в частности, ведется работа по открытию в Киргизии филиала МГУ имени М.В.Ломоносова. Около 170 тысяч граждан Центральной Азии получают высшее образование в России, из них около 60 тысяч - за счет средств российского федерального бюджета.

И, конечно же, в своей лекции министр иностранных дел России не обошёл внимание вопросы обороны и безопасности, а значит – сферу деятельности ОДКБ.

- По линии минобороны и спецслужб мы способствуем укреплению оборонного потенциала наших союзников и партнеров по ОДКБ и СНГ, - сказал Сергей Лавров, - помогаем в упрочении погранбезопасности, борьбе с терроризмом, наркотрафиком и трансграничной преступностью, готовим кадры для силовых структур. Высокий уровень координации был наглядно продемонстрирован в ходе стратегических командно-штабных учений ОДКБ «Центр-2019» и «Нерушимое братство-2019». Важным фактором региональной безопасности остаются российские военные базы в Киргизии и Таджикистане.

И объединённым силам ОДКБ есть, что защищать. Поскольку помимо вопросов обороны и безопасности, по словам Лаврова, «мы с друзьями из Центральноазиатского региона также плодотворно взаимодействуем в ЕАЭС и ШОС». Как это можно представить в цифрах?

- Сегодня Евразийский экономический союз с совокупным ВВП свыше 2,2 триллиона долларов и общим количеством потребителей более 182 миллионов человек – неотъемлемая часть глобального ландшафта, - пояснил глава МИД России, - Функционируют общие рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Увеличиваются объемы взаимной торговли, растет товарооборот с третьими странами. Углубление интеграции способствует повышению уровня жизни граждан. К преимуществам ЕАЭС присматриваются и те государства Центральной Азии, которые не являются его членами.

Разумеется, следует понимать, что успешная деятельность и ЕАЭС, и любой другой структуры, так или иначе увязанной с Россией и центральноазиатскими республиками - во многом обусловлена таким важным фактором, как реальная безопасность региона. А обеспечивает эту безопасности – ОДКБ. И еще… По словам Лаврова сегодня «на всем евразийском континенте укрепляются торгово-экономические связи, развивается транспортная инфраструктура, гармонизируются национальные стратегии развития и интеграционных процессов». Но разве не способствует этому успешная, эффективная деятельность Организации Договора о коллективной безопасности? Видимо, способствует. В противном случае, вряд ли Сергей Лавров заявил бы, что «в нынешнем высококонкурентном мире следует по максимуму использовать очевидные стратегические преимущества нашего общего региона».

- На этот счет Президент России Владимир Владимирович Путин выдвинул инициативу по формированию Большого Евразийского партнерства с участием стран ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, других заинтересованных государств Азии и Европы, - заявил глава российского МИДа, - Работа в этом направлении уже началась, в том числе через сопряжение планов развития ЕАЭС и китайского проекта «Один пояс – один путь». Буквально месяц назад … вступило в силу соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Продвижение по всем этим направлениям не только будет способствовать комплексному развитию наших государств, но и позволит заложить основу для построения пространства мира, стабильности, равной и неделимой безопасности на огромном евразийском пространстве – от Лиссабона до Джакарты.

Не обошёл вниманием Сергей Лавров и приближающийся юбилей Великой Победы.

- Будущий год пройдет под знаком 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, - сказал он, - Будем рады видеть делегацию Киргизской Республики среди участников юбилейных мероприятий в Москве 9 мая 2020 года. Именно народы бывшего СССР внесли решающий вклад в разгром нацизма, ценою неимоверных усилий и многомиллионных жертв спасли цивилизацию от ужасов «коричневой чумы». Наша общая победа заложила международно-правовые основы современного миропорядка, воплощенные в Уставе ООН. Мы едины в неприятии попыток пересмотра итогов Второй мировой войны, фальсификации истории. Сохраняя память о героическом подвиге наших предков, мы будем последовательно продолжать коллективные усилия по предотвращению войн и конфликтов и в нашем регионе, и во всем мире. В наших общих интересах – опираясь на накопленный совместный опыт, максимально задействовать потенциал отношений между Россией и странами Центральной Азии на благо наших граждан.

… В ходе диалога прозвучало немало вопросов из самых различных сфер политической, экономической, социальной жизни. И, конечно же, опять не обошлось без живого интереса к деятельности и функционированию ОДКБ. Например, один из участников диалога спросил российского министра иностранных дел: мол, насколько, по его мнению, тревожна и критична ситуация на границе с Афганистаном. И вот, что ответил Сергей Лавров:

- По поводу севера Афганистана… Там не только угроза появления плохих людей – они там уже есть, в частности игиловцы. По-прежнему остаются без ответа вопросы и наши, и многих афганских лидеров, губернаторов провинций. Периодически из центральной части Афганистана на север перемещаются вертолеты без опознавательных знаков. Есть подозрения, что туда перебрасывают и боевиков, и оружие. Мы спрашиваем у американцев, поскольку именно они контролируют воздушное пространство. Ответа пока нет…

По словам Сергея Лаврова, «у нас неплохой контакт по процессам подготовки условий для политического урегулирования, а по ситуации «на земле», по выявлению конкретных террористических угроз, потоков наркотрафика мы пока не можем добиться от наших американских коллег взаимности».

- Нас это интересует не по абстрактным причинам, - заявил, Лавров, - Во-первых, это угроза, если террористы окопаются на севере Афганистана - их там уже несколько тысяч. Они особо не скрывают, что хотят создать там плацдарм для продолжения экспансии в Центральной Азии. Мы хотим, чтобы и наши союзники, и Россия чувствовали себя в безопасности. Между нами нет границ – если они пройдут в Центральную Азию, в одну из соседних с Афганистаном стран, это будет плохо для всех нас. Поэтому столь необходимы и важны все наши структуры, призванные заниматься безопасностью, включая прежде всего ОДКБ…

Поинтересовались у главы МИДа о перспективах, «реальных шансах открытия Академии ОДКБ в Киргизии»? На это Сергей Лавров посоветовал «обращаться к членам Организации».

- Есть множество структур на нашем общем пространстве, в том числе созданных по линии ОДКБ, СНГ, ШОС, ООН, - сказал Лавров, - Есть Центр превентивной дипломатии, который расположен в Туркменистане. Есть Региональная антитеррористическая структура (РАТС) при ШОС, которую мы хотим … сделать более всеохватывающей, включить в мандат этой структуры не только борьбу с террористическими угрозами, но и с наркотрафиком и с прочими вызовами, которые представляет сегодня организованная преступность.

По словам Сергея Лаврова, «есть уже конкуренция за то, где разместить такой новый центр или создать дополнительный филиал».

- Понимаю, что, наверное, интересно и престижно быть страной-хозяйкой той или иной структуры международной организации, - заметил Лавров, - Но надо взвешивать все «за» и «против», финансовую сторону дела, насколько та или иная географическая локация будет оптимальна с точки зрения стоящих задач. Честно говоря, не слышал, чтобы вопрос о создании Академии ОДКБ уже вошел в практическую плоскость, но любая страна имеет полное право вносить конкретные предложения. Могу вас заверить, мы будем рассматривать их конструктивно, искать общеприемлемые договорённости, консенсус.

Интересным показался собравшимся и вопрос, касающийся совместимости целей и задач ЕАЭС и инициативы «Один пояс – один путь», а конкретнее, почему эта инициатива не приобрела широкого одобрения в России?

- Вы так вопрос задаете, как будто уже знаете ответ, - улыбнулся Сергей Лавров, - Я бы не делал таких заключений, что инициатива «Один пояс – один путь» не обрела широкого одобрения в Российской Федерации. В своем вступительном слове я упомянул очень интенсивную работу по сопряжению тех процессов, которые развиваются в рамках ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь». И там, и там есть возможности рассматривать и совершенствовать вопросы, касающиеся транспортной инфраструктуры, логистики.

По мнению Лаврова, «от коридоров, которые будут создаваться и совершенствоваться между востоком и западом нашего евразийского континента, будут выигрывать центральноазиатские страны».

- КНР предложила Киргизии проложить дорогу в Узбекистан через киргизскую территорию, - пояснил глава МИД РФ, - Этот проект сейчас обсуждается. Нам важно при рассмотрении такого рода инициатив учитывать задачи развития киргизской экономики. Мы считаем, что такая железная дорога должна максимально связывать между собой населенные пункты вашей страны, а не просто проходить по безлюдной местности, потому что это не будет иметь эффекта подъема экономического развития тех территорий, где эти шпалы и рельсы будут проложены. Идет процесс. Это один маленький пример, как эти возможности можно состыковывать. Уверен, что будет найдено общеприемлемое решение, исходя из тех принципов, на которых зиждется транспортная система ЕАЭС и СНГ.

В завершение хотелось бы особо отметить вопрос, касающийся приоритетов в нынешних отношениях между Россией и Киргизией.

- У нас самые тесные отношения во всех сферах человеческого общения, - сказал министр иностранных дел России, - Это и экономика…, это и оборона, и безопасность. Здесь мы … по двусторонним каналам реализуем целый ряд программ, включая наши усилия по обеспечению обороноспособности киргизских вооруженных сил, подготовке кадров для военного ведомства, силовых структур. Это необходимо, в том числе для борьбы с терроризмом, пресечения маршрутов наркотрафика, который, к сожалению, сохраняется в регионе и во многом подпитывается нерешенностью проблем Афганистана. Это и культура, гуманитарные связи, образовательные обмены. Практически все, чем занимаются люди в своей жизни.

Сергей Лавров также напомнил, что «наши отношения – это отношения союзников, стратегических партнеров», и что «на нынешнем этапе они весьма зрелые». Говоря о встрече президента России Владимира Путина и президента Киргизии Сооронбай  Жээнбекова «на полях» саммита ОДКБ, он заявил, что на таких встречах главы государств, что называется они «сверяют часы» и смотрят, как выполняются поручения, вытекающие из их договоренностей на прошлых встречах в верхах.

- По этим поручениям будем сверять свои дальнейшие действия, - сказал Сергей Лавров.

Владимир Попов


Возврат к списку