Слово, подкрепленное силой: Военный комитет ОДКБ обсудил приоритетные направления деятельности ОДКБ в военной сфере

15.12.2019

Военный комитет ОДКБ обсудил приоритетные направления деятельности ОДКБ в военной сфере, предложенные российской стороной на период её председательства в Организации в 2020 году, выработал меры по их реализации, а также проанализировал вызовы и угрозы, зафиксированные в регионах коллективной безопасности ОДКБ

В Санкт-Петербурге под председательством начальника Генерального штаба Вооруженных Сил – первого заместителя Министра обороны Российской Федерации генерала армии Валерия Герасимова прошло 15-е заседание Военного комитета ОДКБ по вопросам развития военного сотрудничества государств–членов Организации Договора о коллективной безопасности. В заседании приняли участие начальники генеральных штабов Вооруженных сил государств-членов ОДКБ – Армении, Белоруссии, Казахстана, России и Таджикистана, первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Киргизской Республики и начальник Объединенного штаба ОДКБ, а также заместитель Генерального секретаря Организации Петр Тихоновский.

Повестка встречи была известна заранее, и виделась эта повестка строгой и лаконичной. Военный комитет намеревался обсудить приоритетные направления деятельности ОДКБ в военной сфере, предложенные российской стороной на период её председательства в Организации в 2020 году, выработать меры по их реализации, а также проанализировать вызовы и угрозы, зафиксированные в регионах коллективной безопасности ОДКБ. Так и вышло… Если говорить сухим языком военных отчётов, то «в ходе заседания Председатель Военного комитета ОДКБ генерал армии Валерий Герасимов довел присутствующим информацию о приоритетных направлениях деятельности ОДКБ в военной сфере в период председательства Российской Федерацией в Организации в 2020 году». Он также сообщил, что «Военный комитет обсудил план развития военной составляющей Организации на 2021-2025 годы».

- Принятые на заседании решения будут способствовать дальнейшему развитию системы кризисного реагирования ОДКБ и укреплению боеспособности Вооруженных сил государств-членов Организации, - сказал Валерий Герасимов представителям СМИ по итогам заседания Военного комитета. Он также добавил, что «начальники генеральных штабов обсудили вызовы и угрозы военной безопасности в зоне ответственности ОДКБ, и подтвердили единое понимание характера этих угроз и необходимость координации совместных действий по их нейтрализации».

Почему эта встреча начальников генштабов в Санкт-Петербурге действительно важна для Организации Договора о коллективной безопасности, для стран, входящих в Организацию, общественности этих стран… Пожалуй, ответ очевиден: именно коллективные силы ОДКБ служат сегодня гарантом нашей общей безопасности, именно наличие у стран-союзниц пусть немногочисленной, но крепко сбитой, отлаженной и эффективной боевой машины отрезвляюще действует на тех, кто хотел бы, образно говоря, попробовать на зуб крепость наших рубежей. Это, пожалуй, главный вывод, который можно извлечь из санкт-петербургского диалога.

Здесь же вполне уместна и еще одна ремарка… Да, с недавних пор ОДКБ значительно упрочила свои позиции и на международной арене. К нашему мнению прислушиваются в ООН, в Евросоюзе, и так далее. Проекты наших резолюций зачастую служит основой для целого ряда важных ооновских документов. А Генсек ООН Антониу Гутерреш так прямо и говорит, что мировая стабильность обеспечивается всего несколькими ответственными структурами, и одна из них – ОДКБ. Но давайте зададимся вопросом: насколько было бы весомым слово политического департамента Организации, если бы не её эффективная силовая составляющая? Увы, но слово, не подкреплённое силой сегодня мало, чего стоит. Слишком тревожна, остра, а порой и непредсказуема ситуация в мире, слишком близко к нашим границам подобрались банды террористов с одной стороны и натовской солдатни – с другой. И очень важно, что, обсудив вызовы и угрозы военной безопасности в зоне ответственности ОДКБ, начальники генштабов «подтвердили единое понимание характера этих угроз, а также необходимости скоординированных совместных действий по их нейтрализации».

Да, действительно, говоря об итогах заседания, следует понимать, что военно-политическая обстановка практически по всему периметру стран-участниц ОДКБ - достаточно сложная. Ведь зоне ответственности ОДКБ и Восточноевропейский, и Кавказский и Центральноазиатский регионы коллективной безопасности – и каждый требует повышенного внимания. Взять, к примеру, европейское направление… Для ОДКБ линии напряжённости здесь – это Калининград и Белоруссия. Начальников Генеральных штабов Организации не может не беспокоить, например, тот факт, что в непосредственной близости от Калининградской области НАТО постоянно проводит, по сути, провокационные манёвры. Такие, как, скажем, «Silver Arrow» («Серебряная стрела»), что прошли в нынешнем октябре на территории Латвии. В них приняли участие более 3000 военнослужащих из армий Польши, Албании, Черногории, Италии, Испании, Чехии, Словакии, Словении, Латвии, Литвы, Эстонии, а также некая «боевая группа НАТО под руководством Канады». Главное, что отрабатывали здесь натовские солдаты – это способы прорыва ПВО Калининградской области. В частности, тогда на полигоне Адажи «авианаводчики из Канады, Италии, Латвии, Словении и Испании, а также военнослужащие из специализированных подразделений провели подготовку, в ходе которой они направляли истребители к наземным целям». А рядом с Белоруссией – то есть, буквально в 10 километрах от границы – в литовском местечке Пабраде разместился прибывший из-за океана 1-й танковый батальон 9-го полка 1-й дивизии армии США. Туда уже переброшены танки «Абрамс» и другая американская военная техника. В качестве принимающей стороны Вильнюс взял на себя все расходы, включая размещение подразделений и логистику.

Вот и получается: Калининградскую область и Белоруссию НАТО буквально окружает наступательными силами и средствами. Это и военные базы США, это и расквартированные в балтийских республиках на постоянной основе натовские батальонные тактические группы усиленного состава, заточенные на решение задач наступательного характера, и многое другое. Так что порох здесь Коллективным силам ОДКБ приходится держать очень даже сухим.

Но наиболее пристального внимания требует, судя по всему, Среднеазиатский регион. Именно там наиболее чётко проявляется угроза террористического вторжения. И исходит эта угроза, прежде всего, со стороны Афганистана. По данным военных, там, что называется, под ружьём находится более 70 тысяч бандитов, объединенных в отряды и боевые группы «Исламского движения талибов», которые на юге и востоке страны контролируют до 70% территории. Кроме того, здесь существенно активизировались террористы ИГИЛ, чья численность по некоторым данным превышает 4 тысячи штыков. Кроме того, в этом случае следует учитывать, что игиловцами и в России, и в среднеазиатских республиках создано немало, так называемых, спящих ячеек, ими налажена разветвлённая агентурная сеть. Известно также, что боевики проникают в страну из зон иракского и сирийского конфликтов, а также с территории Пакистана под видом возвращающихся афганских беженцев. И одной из главных задач, по мнению экспертов ОДКБ, террористы считают «установление контроля над северными провинциями Афганистана и создание в дальнейшем плацдарма для вторжения в среднеазиатские республики». Для этого главари террористов активно стараются увеличить численность своих бандформирований, а также наладить взаимодействие с запрещенными в России региональными экстремистскими группировками, такими как «Исламское движение Узбекистана», «Хизб ут-Тахрир», «Лашкар-и-Тайиба» и другие. Всё это не может не беспокоить военное руководство ОДКБ.

Безусловно, читателей «Союзников.ОДКБ» интересует, что может противопоставить Организация потенциальному внешнему противнику, агрессору. Что ж, следует сказать, что ответить на агрессию есть, чем. Так, в Центральноазиатском регионе созданы Коллективные силы быстрого развертывания, которые способны достаточно эффективно противостоять вылазкам международного терроризма и другим подобным угрозам. В их состав входят отменно подготовленные и экипированные преимущественно десантно-штурмовые и горнострелковые подразделения от вооруженных сил Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Общая численность группировки около 5 тысяч человек. Также в ОДКБ сформированы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), ставшие, по сути, универсальным инструментом, позволяющим решать широкий спектр задач и адекватно реагировать на все существующие вызовы и угрозы. Для их комплектования все шесть государств ОДКБ выделили наиболее боеготовые и мобильные соединения, части и формирования сил специального назначения. Общая численность КСОР около 18 тысяч человек. Кроме этого, имеются еще Миротворческие силы ОДКБ численностью около 3600 человек, а ещё региональные группировки войск, созданные в Восточноевропейском регионе в рамках Союзного государства Белоруссии и России, а также в Кавказском регионе, сформированные на основе двусторонних соглашений Армении и России. Также на двусторонней основе создана и развивается Единая региональная система ПВО Белоруссии и России, подписаны и ратифицированы соглашения о создании подобных российско-казахстанской и российско-армянской систем ПВО. На многосторонней основе ведется работа по созданию Объединенной системы ПВО в Центральноазиатском регионе.

Кроме того, не будем забывать, что начиная с 2015 года по решению глав государств-членов ОДКБ, общее руководство Коллективными силами ОДКБ в регионах коллективной безопасности осуществляют соответствующие Объединенные стратегические командования военных округов Вооруженных сил России. Это означает, что в случае реальной угрозы со стороны Афганистана - будет задействован и немалый потенциал нашего Центрального военного округа. А это, помимо прочего, авиация, в том числе и стратегическая, ракетные войска и артиллерия, и многое другое. Одним словом, в зоне ответственности ОДКБ сформированы силы, вполне достаточные для купирования любой возникающей угрозы. И сегодня военная структура Организации работает над повышением качества подготовки и технической оснащенности имеющихся сил и средств. Что, собственно, и было отмечено в ходе санкт-петербургского диалога.

Насколько все эти силы эффективны, мобильны, и готовы к отражению агрессии? Об этом также шла речь на заседании военного комитета ОДКБ. Конечно, прежде всего об эффективности и боеспособности многонациональных воинских формирований свидетельствуют результаты внезапных проверок их готовности. Кстати, одна из таких проверок с участием воинских контингентов КСОР ОДКБ проводилась с переброской части сил на территорию Таджикистана. При этом самолетами военно-транспортной авиации и своим ходом на полигон Харбмайдон, что в 15 километрах от таджикско-афганской границы были переброшены подразделения со штатным вооружением, техникой, боеприпасами и запасами материальных средств. Практически с ходу, с колёс были проведены достаточно сложные и насыщенные тренировки по формированию и слаживанию командования, планированию совместной операции и выполнению целого рядя непростых учебно-боевых задач с боевой стрельбой.

Другой достойной иллюстрацией достигнутых результатов вполне можно считать итоги совместного оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2019» - о ходе и результатах манёвров проинформировал членов Военного комитета Начальник Объединённого штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров. Что здесь можно считать главным, наиболее существенным? По сути, в ходе этих манёвров на территории России, Белоруссии и Таджикистана был весьма качественно отработан весь комплекс мероприятий по предотвращению, разрешению военного конфликта и восстановлению мира. При этом особо хотелось бы отметить специальное учение «Поиск-2019», которое прошло на территории Белоруссии, и где удалось «детально проработать вопросы применения сил и средств разведки государств-членов ОДКБ в интересах действий группировки Коллективных сил оперативного реагирования»; а также специальное учение «Эшелон-2019», в ходе которого впервые были опробованы варианты создания совместной системы материально-технического обеспечения Коллективных сил ОДКБ. Стоит заметить, что участники санкт-петербургского форума назвали задачу грамотного и эффективного ресурсного обеспечения войск - одной из наиболее приоритетных. Более того, было принято решение такого рода маневры с привлечением тыловых служб проводить ежегодно, а начальники генеральных штабов стран-участниц ОДКБ договорились о совершенствовании управления и материально-технического обеспечения коллективных сил Организации.

Также подробно генерал-полковник Анатолий Сидоров проанализировал третий заключительный этап совместного оперативно-стратегического учения. Этот этап назвали «Нерушимое братство-2019», и прошёл он с 21 по 29 октября нынешнего года на территории Таджикистана. Здесь комплексно отработали вопросы последовательного проведения совместных операций на территории государства-члена ОДКБ. То есть, в начале "Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности провели контртеррористическую операцию по отражению атаки боевиков-террористов на страну-участницу ОДКБ", а затем Коллективные миротворческие силы ОДКБ организовали «ряд мероприятий по постконфликтному урегулированию на территориях, пострадавших от террористических атак».

Вообще, даже сама подготовка и разработка учений стала бесценным опытом организации важной и масштабной оборонной работы стран-участниц Организации. Ведь на протяжении нескольких месяцев в Вооруженных силах и других силовых структурах государств-членов ОДКБ был реализован объемный комплекс мероприятий по подготовке к совместным учениям. Это и целая серия штабных переговоров по согласованию формата участия сторон и порядка проведения учений, и разработка необходимых учебных, методических документов, и подготовка полигонов, необходимой учебной материальной базы. Да и, собственно, части и подразделения, участвующие в манёврах, прошли достойную подготовку, что позволило им в дальнейшем действовать эффективно, уверенно, грамотно. А по тому, как были организованы и проведены эти учения можно судить, насколько серьезно готовится Организация Договора о коллективной безопасности к отражению возможной агрессии или какой-либо террористической вылазки. Вот лишь некоторые элементы учений, на которые следует обратить внимание. Начнём с того, что железнодорожным и воздушным транспортом была организована и осуществлена на практике масштабная переброска личного состава и боевой техники, причём, на достаточно большие расстояния. Весьма важным видится то, что в ходе учений в реальном масштабе времени удалось качественно отработать вопросы обмена информацией между органами управления Коллективных сил ОДКБ, которые действовали не просто на разных полигонах, а на территории разных государств. При этом в ходе проведения совместных операций были опробованы различные подходы и варианты формирования и применения многонациональных группировок войск, а кроме того - что крайне важно - достигнуто слаживание органов управления, сформированных на многонациональной основе и боевое слаживание группировок войск, сформированных из контингентов шести государств. А ведь, напомню, общее количество участников совместных и специальных учений, которые действовали в составе Коллективных сил ОДКБ, превысило 10 тысяч человек, было задействовано более 900 единиц вооружения, военной и специальной техники. Согласитесь, это весьма серьезные цифры.

Таковы, если говорить кратко, итоги учений «Боевой братство-2019». И совсем не случайно, давая оценку манёврам, начальник объединённого штаба генерал-полковник Анатолий Сидоров заявил, что «анализ хода и результатов этих мероприятий позволяет с уверенностью утверждать, что все учения были проведены на высоком методическом уровне, участвующие в них органы управления и формирования в полном объеме и качественно выполнили все намеченные учебно-боевые задачи».

Владимир Попов


Возврат к списку