«Поле» защищает горы

16.01.2020


В Таджикистане на полигоне Ляур специальные подразделения радиоэлектронной борьбы 201-й российской военной базы провели учения, в ходе которых были отработаны задачи по защите жилой и административной зоны, складов вооружения и позиций зенитных ракетных комплексов С-300.

- Для этого был использован комплекс радиопомех «Поле-21», - рассказали «Союзникам.ОДКБ» в пресс-службе Центрального военного округа, - Поставив помехи, специалисты РЭБ нарушили каналы управления и сбора информации средств наведения и разведки условного противника, использующих привязку к глобальным радионавигационным и спутниковым системам. Всего в учениях было задействовано более 500 человек и свыше 100 единиц военной специальной техники.

Согласитесь, две-три недели назад эта информация вряд ли бы вызвала особый интерес экспертного сообщества и читающей публики. Но сегодня, после американских авантюр на Ближнем Востоке, где в результате ракетного удара военными США был убит высокопоставленный иранский чиновник генерал Сулеймани, а позже был сбит пассажирский лайнер – вопросы радиоэлектронной защиты от возможного невидимого вторжения приобретают куда более актуальное звучание. Применительно к ситуации на восточном фланге ОДКБ, то есть, в среднеазиатском регионе, где Россия вместе со своими союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности противостоит террористической угрозе со стороны Афганистана – можно сказать, что наши средства защиты здесь уже служат очень даже сдерживающим фактором, не позволяют нашим противникам повторить иранские экзерсисы.

Кто-то, возможно, скажет: мол, «Союзники.ОДКБ» нагнетают обстановку, и до сих ведь ничего серьёзного на той же таджикской границе не произошло – ракет со стороны северных провинций Афганистана не прилетало, боевые дроны оттуда не заглядывали, и так далее. Но, во-первых, не прилетало и не заглядывало как раз по причине того, что восточный фланг ОДКБ надёжно защищён не только средствами радиоэлектронной борьбы, но и добрыми средствами ответного поражения. А во-вторых, то, что угроза, которой буквально дышит сопредельная афганская территория - не только наше субъективное мнение, но и мнение признанных международных экспертов – совершенно очевидно. Например, в самый канун нового 2020 года директор управления оперативной деятельности Международного комитета Красного Креста (МККК) Доминик Штилхарт в интервью корреспонденту ТАСС прямо заявил, что «террористическая организация «Исламское государство» получила в Афганистане поддержку ряда вооруженных отрядов на севере».

- В последние два-три года в Афганистане мы наблюдали укрепление группировок, которые считают себя сторонниками ИГ, - сказал Штилхарт, - Я не могу сказать, сколько их, судить о каких-то цифрах, но если посмотреть на количество атак в Афганистане, за которые брала на себя ответственность эта организация, то ИГ там на подъеме.

Он также добавил, что интенсивность конфликта в Афганистане за минувшие два года серьезно возросла. Например, в 2018 году в Афганистане погибло вдвое больше людей, чем в Сирии: 44 тысячи погибших против 22−23 тысяч, и эта тенденция сохраняется.

- Одна из проблем - это то, что многочисленные раздробленные группы в Афганистане присягают на верность ИГ. Особенно это заметно на севере страны, - подчеркнул Доминик Штилхарт. - Другая грань проблемы – перетекание конфликта в городские районы, где происходят многочисленные атаки смертников и другие нападения, авиаудары, которые приводят к гибели большого количества людей среди гражданского населения.

Напомним, что по данным российского Совета безопасности, «основные усилия игиловцев направлены на закрепление своего присутствия на севере Афганистана, где уже сосредоточено более двух тысяч боевиков, по сути, готовящих плацдарм для вторжения в регион Центральной Азии через Таджикистан и Туркменистан».

Важное учесть и другое: международный терроризм сегодня – это не только «лёгкая кавалерия» бандитов, оснащённых стрелковым оружием. Это структура, которая при желании может обзавестись и боевыми беспилотными аппаратами, и крылатыми ракетами, и так далее. Не стоит сбрасывать со счетов и традиционные патронаж и поддержку со стороны США любой силе, любой структуре, готовой развязать самую отвратительную заварушку в зоне ответственности ОДКБ. И я не удивлюсь, если однажды выяснится, что американцы уже разрабатывали планы провокационных ударов со стороны Афганистана именно с помощью дронов, ракет, или провокаций, в результате которых «выяснилось бы», что российские средства ПВО в регионе вдруг «сбили мирный гражданский лайнер». Если это получилось в Иране, почему бы не попробовать в Средней Азии? Удастся провокация – и в дело вступит отработанный механизм лжи, клеветы. Ведь тот же недоросль Турчинов, предложив возложить ответственность за сбитый лайнер "Международных авиалиний Украины" на Россию, вряд ли сам придумал эту ахинею – наверняка действовал по указке заокеанских дирижёров. Так что, хватит с нас этих «милых» неожиданностей, и, как говорится, радиоэлектронный порох здесь приходится держать очень даже сухим. И мы держим…

А всякого рода вашингтонским и прочим «мечтателям», которым плохо, когда на наших границах хорошо - можно сообщить, что тот же «комплекс «Поле-21» отлично обеспечивает радиоподавление любой аппаратуры, которая использует сигналы, получаемые по каналам глобальных радионавигационных и спутниковых систем, защищая таким образом стратегически важный объект от БПЛА, крылатых ракет и управляемых авиабомб". В зоне прикрытия может быть выставлено до ста постов радиопомех. Известно также, что аппаратура автоматизированной системы способна вполне эффективно работать в различных климатических условиях. В частности, при температуре воздуха от - 40 до + 50 градусов Цельсия.

И последнее: новейший комплекс радиопомех «Поле-21» на российскую военную базу, в Таджикистане был доставлен самолётами ВТА в самом конце минувшего года. Доставлен, и, как видим, вполне успешно опробован на специальных учениях. Также заметим, что этот комплекс стал хорошим дополнением к уже имеющимся у тамошних специалистов РЭБ средствам радиоэлектронной борьбы «Житель», «Силок» и «Лесочек». Совершенно очевидно, что комплексное применение этих средств значительно повысило защищённость и российского воинского соединения и важных объектов Республики Таджикистан как от дронов, так и от средств радиоэлектронной, радиотехнической разведки и наведения высокоточного оружия.

Владимир Попов


Возврат к списку