«АрМИ-2020»: покажем НАТО, как надо…

27.01.2020


На днях на адрес «Союзников.ОДКБ» от пресс-службы министерства обороны РФ пришло письмо. В нём рассказывается о том, что на период с 23 августа по 5 сентября российским военным ведомством намечено проведение очередных – то есть, уже шестых по счёту Армейских международных игр. Об этом на заседании Организационного комитета по подготовке Игр сообщил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.

Что ещё известно о предстоящих «АрМИ-2020»? Как сообщил генерал Шойгу представителям СМИ, на VI Игры «министерством обороны РФ разосланы приглашения военным 90 государств мира, включая страны НАТО». А это, согласитесь, уже интрига… Приедут натовцы или нет – узнаем ближе к лету. А пока что в нынешнем году мы ожидаем приезда 250 команд общей численностью около шести тысяч человек. В настоящее время в Вооруженных силах РФ проходят отборочные этапы игр, к которым привлечено около 50 тысяч российских военнослужащих.

Примечательно, что одновременно с Армейскими международными играми минобороны планирует проведение и не менее знаменитого и популярного Военно-технический форума «Армия». По словам Сергея Шойгу, «такой формат позволит повысить уровень представительства иностранных делегаций, расширить возможности официальных переговоров и встреч».

- Несомненно, это положительно скажется на имидже обоих мероприятий и их популярности, - подчеркнул глава министерства обороны России.

Так что процесс, как говорится, пошёл.

Почему Организации Договора о коллективной безопасности важны эти Игры… Одна из главных причин – возможность познакомиться с передовой российской военной техникой во время пребывания в наших частях и подразделениях. Ведь арсеналы Вооружённых сил РФ постоянно обновляются. Например, только в нынешнем году в рамках программы перевооружения российская армия должна получить шесть Ту-95МС, двадцать Су-35С, несколько атомных подводных лодок, шесть комплектов ЗРПК «Панцирь» и еще много другого ракетного, бронетанкового, артиллерийского и прочего вооружения.

Кроме этого, чрезвычайно важно, что практически все конкурсы и контрольные задания Игр разработаны с учётом самого передового опыта. В частности – сирийского. Тот же «Танковый биатлон» насыщен элементами боевого применения танков в атаке сходу, в организации танковой засады, различных приёмов стрельбы. Познакомиться с этими приёмами профессионалу – дорогого стоит.

Другая причина – эти Армейские игры вольно или невольно способствуют сплачиванию воинских контингентов стран-участниц ОДКБ. Мало того, что представители практически всех армий Организации участвуют в состязаниях, так ещё с недавних пор некоторые этапы Игр проходят на полигонах наших союзнических армий. Например, уже в 2018 году некоторые конкурсы «АрМИ» помимо России проводились в таких странах ОДКБ, как Белоруссия, Казахстан, Армения… То же самое мы видели и в минувшем году. Так, в Белоруссии прошли соревнования групп спецназа «Полярная звезда», а ещё «Снайперский рубеж». В армянском Дилижане нашёл прописку конкурс «Воин мира». На казахстанском полигоне «Гвардейский» состязались «Мастера артиллерийского огня», а также связисты со своей «Соколиной охотой».

Похоже, и предстоящие Армейские международные игры 2020 года обещают небывалый масштаб и самую настоящую захватывающую интригу.

- Чтобы сделать поединки ещё более зрелищными, мы повысили сложность трасс и ужесточили судейские требования, объединили некоторые испытания, ввели в конкурсы новые элементы, - заявил министр обороны Сергей Шойгу, комментируя журналистам итоги заседания организационного комитета по подготовке игр.  

Он также подчеркнул, что «для проведения соревнований на традиционно высоком уровне необходимо будет проделать большую, скрупулезную работу, в том числе с привлечением федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций». Одним словом, предстоящие Игры уже вызвали немалый интерес профессионалов военного дела как в армиях стран ОДКБ, так и дружественных нашей Организации армий.

А вот что касается участия в состязаниях воинских коллективов НАТО, которые, как мы знаем со слов Сергея Шойгу, «тоже приглашены на Международные армейские игры»… Стоит заметить, что идея позвать натовцев на ристалище, что называется, не нова. Например, армиям Альянса предлагали поучаствовать в состязаниях ещё прошлых «АрМИ-2019». Причём, тогда же по словам министра обороны Сергея Шойгу, «многие страны-участницы Североатлантического альянса проявляли определённый интерес к этим соревнованиям, однако до реального участия дело так и не дошло». Почему так вышло? Да, собственно, ещё прошлым же летом всё достаточно логично объяснил сам Шойгу.

- Где еще можно показать владение техникой и самое главное, саму технику - насколько она совершенная, насколько она готова к современному бою, - рассуждал Сергей Шойгу, - Это либо на войне, либо здесь на полигонах, но в условиях, максимально приближенных к реальным боевым условиям. Когда и боеприпас боевой, когда и рельеф местности приближен к реальным условиям, скорости и время, когда тебе надо мгновенно реагировать и ориентироваться, когда можно показать все, в том числе и ходовые качества техники, ее надежность.

Но, судя по всему, именно этого открытого состязания армии стран НАТО и стараются избежать. И генерал Шойгу объяснил это, как говорится, с солдатской прямотой.

- Политические соображения, конечно, присутствуют, когда говорят: «Нет, ну мы в их играх участвовать не будем», - сказал тогда Сергей Шойгу журналистам, - Здесь же очень много рисков. Если у тебя техника хуже, завтра ты будешь хуже её продавать.

Таким образом, можно сделать закономерный вывод: в штаб-квартире НАТО опасаются проигрыша командам и технике из других стран, в частности – ОДКБ. А это уже чревато торговыми рисками – падением спроса на вооружение из тех же США и других стран Североатлантического Альянса. Хотя, повторимся, участие в Арми-2020 остаётся открытым для любых стран, вне зависимости от того, входят они в какие-либо военные и военно-политические блоки или не входят.

Между тем, на отказ натовцев участвовать в армейских соревнованиях, придуманных и организованных российским министерством обороны, и проводимых усилиями, по сути, всех стран-участниц ОДКБ - обратили внимание не только российские эксперты. Например, обозреватель известного в профессиональных кругах американского военного издания «Real Clear Defense» Толга Озюртчу полагает, что «глупо игнорировать такие мероприятия, как Международные армейские игры, в которых с каждым годом принимает участие все большее количество стран».

- Эти игры - хороший шанс для российского ВПК похвастать последними новинками, зазвать потенциальных покупателей и упрочить сотрудничество с другими армиями, - пишет Толга Озюртчу, сетуя на то, что военные стран НАТО не хотят рисковать в этой ситуации.

Толга Озюртчу справедливо отметил, что наибольшей популярностью в «русской игре» пользуется танковый биатлон. Так же он не упустил такое важное обстоятельство, что «наблюдая за играми, страны НАТО осознают, что русские твердо стоят на ногах и уверены в своих силах».

Так же стоит напомнить читателям «Союзников.ОДКБ», что натовцы, не рискнув принять вызов России и других стран ОДКБ, тем не менее решили, что называется, не афишируя - проверить: годятся ли их танковые экипажи хоть на что-то, могут ли они хотя бы близко стоять на директрисе с танкистами России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана… По словам Толга Озюртчу, «НАТО ответила собственным фестивалем - танковым вызовом «Сильная Европа», который в своё время был организован и прошел в Германии».

- В отличие от российских игр, это мероприятие более камерное, и посвящено оно укреплению военного сотрудничества и оперативности сил НАТО, - пишет в своей статье мистер Толга. При этом он и не скрывает, что устроители «Сильной Европы» попросту скопировали наш «Танковый биатлон». Правда, копия получилась весьма слабой.

- Если танковый биатлон игр «АрМИ» напоминает популярный вид спорта Зимних Олимпийских игр, - рассуждает Толга Озюртчу, - то «Сильная Европа» - это состязания по отдельным позициям. В течение пяти дней участники … соревнуются на танках в гонках по различным полосам, включая оборонительные и наступательные операции, химическую атаку, преодоление полос препятствий, а также состязаются в стрельбе, в эвакуации раненых, в идентификации транспортных средства.

Что особенно важно, так это то, что даже по мнению натовских экспертов конкурс «Сильная Европа» явно не соответствует реальной боевой обстановке. Но и в облегчённом варианте натовские танкисты показывают весьма слабые навыки. Единственно, кто всегда здесь действует достаточно уверенно – так это немцы. Хотя Бундесвер представляют, как правило, не действующие военнослужащие, а резервисты - они неплохо проходят трассу и стреляют без промаха. Что до остальных… Например, в ходе «Сильной Европы-2018» польская команда уничтожила только 75% мишеней. Американцы в стрельбе еле-еле оказались четвертыми. Итальянские танкисты вообще не поразили ни одну мишень, и были сняты с соревнований. А команда из Словении «отличилась» тем, что, выполняя нормативы по эвакуации «раненного» - просто задавила манекен, наряженный в словенскую военную форму.

Хуже всех были американцы и в маскировке - их экипажи так и не смогли понять, как правильно использовать маскировочную сеть. А представляющий армию США генерал-лейтенант Бен Ходжес вообще заявил, что «укрыть 60-тонную машину масксетью проблематично». Правда, солдаты и сержанты других армий мира как-то с этой задачей справляются.

Что ж, теперь, видимо, всем понятно, почему НАТО отказывается присылать своих «несокрушимых воинов» на наши армейские игры. Может, хоть на этот раз рискнут?

Владимир Попов


Возврат к списку