Сергей Шойгу: «Нынешние конфликты принципиально отличаются от классических войн…»

13.02.2020


В Москве под руководством Министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу прошёл ежегодный оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава Вооружённых Сил Российской Федерации.

На мероприятие, которое по традиции открылось в ведущем военном учебном заведении страны — Военной академии Генерального штаба ВС РФ, были привлечены руководящий состав главных командований видов Вооруженных Сил РФ, командований родов войск, военных округов, Северного флота, руководители центральных органов военного управления, командующие и начальники штабов объединений.

Открывая сбор, глава военного ведомства отметил, что в последние годы сделано немало для повышения боевых возможностей Вооружённых Сил.

- Ускоренными темпами ведётся оснащение высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, - заявил Сергей Шойгу, - Количество его носителей с 2012 года увеличилось более чем в 12 раз, а высокоточных крылатых ракет - в 30. Время подготовки полётных заданий сокращено с полутора месяцев до трёх часов.

Сергей Шойгу также напомнил, что в войска начала поступать современная военная техника, созданная на основе цифровых технологий и с элементами искусственного интеллекта, а на боевом дежурстве уже находятся системы вооружения на новых физических принципах.

- В процессе боевой учёбы личный состав активно осваивает роботизированные комплексы и беспилотные летательные аппараты, применение которых в разы повышает боеспособность войск, - добавил Министр обороны.

Генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что «только за 2019 год Вооруженные Силы пополнились более, чем 6,5 тысячи единиц нового и модернизированного вооружения. Всего к концу года, в соответствии с майским указом Президента России, доля современного вооружения в войсках составит более 70% и в дальнейшем будет поддерживаться на этом уровне». Он так же отметил, что «сегодня практически каждое соединение и воинская часть, все военные учебные заведения располагают новым цифровым телекоммуникационным оборудованием. Всего им оснащено более 1,2 тысячи объектов Министерства обороны. В результате улучшаются характеристики и повышаются возможности системы управления Вооружёнными Силами».

Чем ещё могут быть интересны итоги прошедшего оперативно-мобилизационного сбора для читателей «Союзников.ОДКБ»? Пожалуй, тем, что в ходе диалога и Министр обороны генерал Шойгу, и другие участники форума дали профессиональную оценку именно военной составляющей происходящих в мире локальных войн, а также возможным вооружённым конфликтам самых различных масштабов.

- Стремительное развитие военной науки и оборонных технологий, появление новых вооружений влияют на формы применения войск, - в частности заявил Сергей Шойгу. Также здесь были обозначены современные формы применения войск в условиях войн нового типа, проанализирован передовой боевой опыт, обсуждены ключевые аспекты строительства и развития Вооружённых Сил. Какие это оценки? Каков анализ?

- Спектр военных конфликтов в мире расширяется, коренным образом меняется и характер боевых действий, - заявил Министр обороны РФ. И тут же он заметил, что «с каждым годом возрастают требования к командующим и командирам, руководителям органов военного управления и прежде всего к уровню их подготовки». Были названы и объективные факторы, порождающие эти требования. По мнению генерала Шойгу, «во-первых, происходит расширение спектра военных конфликтов, к которым должны быть готовы Вооружённые силы». Взять то же противостояние в Сирии - здесь «мы видим … совершенно другой тип вооружённой борьбы, принципиально отличающийся от классических войн, в которых противниками были регулярные армии».

- Во-вторых, – продолжил Министр обороны, - в войска ежегодно поступает около двух с половиной тысяч новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники. Совершенствуется организационная структура соединений и воинских частей.

В-третьих, по словам главы военного ведомства, «всё большее влияние на развитие оперативного искусства оказывают высокоточные средства поражения, системы разведки и радиоэлектронной борьбы. Автоматизируются процессы управления войсками и оружием. Происходит интеграция разведывательно-информационных и информационно-управляющих систем».

- Под влиянием этих факторов коренным образом меняется характер боевых действий, появляются новые элементы в работе командующих, командиров и штабов по управлению войсками и оружием, – делает вывод Сергей Шойгу.

Обращаясь к присутствующим, он особо подчеркнул, что «в этих условиях от руководителей всех звеньев военного управления требуются не только обширные и разнообразные знания, но и способность видеть и внедрять всё новое и передовое, умело использовать боевой опыт, понимать перспективы развития Армии и Флота». Разумеется, «в этой связи задача совершенствования подготовки руководящего состава Вооружённых Сил является особенно актуальной».

Примечательно, что некоторым образом к примерно таким же выводам, прозвучавшим в ходе оперативно-мобилизационного сбора, приходят и американские эксперты. Они полагают, что «Россия выбрала эффективную стратегию развития и модернизации вооружения». Более того, в США всерьез обеспокоены программой перевооружения и модернизации российской армии и призывают принять ответные меры. Так, экс-заместитель помощника министра обороны США по делам России, Украины и Евразии Эвелин Фаркас отметила, что №Москва в отличие от Вашингтона занимается точечной модернизацией своей армии, что делает ее затраты на оборону более эффективными».

- Они не занимаются сплошной модернизацией по всем направлениям. Они действуют очень умно, наращивая потенциал в некоторых ключевых неядерных областях – крылатые ракеты, комплексы ПВО и так далее. А это создает для нас довольно серьезные проблемы - признала она.

Такая стратегия, по мнению старшего научного сотрудника Программы международной безопасности Центра стратегических и международных исследований Лайзы Сойер Сэмп, «позволяет России конкурировать с США на региональном уровне - в Центральной и Восточной Европе». Лайза Сойер Сэмп убеждена, что «имеются три основные области, в которых у России уже появились или начинают появляться преимущества. Одна из них – это система ограничения и блокирования доступа и маневра, вторая – средства ведения общевойскового боя, а третья – средства радиоэлектронной борьбы и кибернетической войны.

Кстати, своего рода иллюстрацией сказанного может послужить недавний и весьма неприятный для американцев инцидент в Сирии. Как передает информационный портал Avia.pro, ссылаясь на американское издание Breaking Defence, военные США опубликовали доклад, согласно которому «российские средства радиоэлектронной борьбы «Красуха-4», размещенные на территории Сирии, стали причиной серьезных поломок двух самых дорогостоящих американских истребителей – F-35 и F-22». Отмечается, что самолеты попали под мощное радиоэлектронное воздействие и, по всей видимости, пришли в полную негодность, так как не могли точно определить местоположение в воздушном пространстве над Сирией. В итоге истребителям пришлось в экстренном порядке подключать резервные системы и возвращаться на базу.

Первые комплексы РЭБ «Красуха-4» были доставлены на авиабазу Хмеймим в Сирии 24 сентября 2018 года. Эти системы - непроницаемый радиоэлектронный щит над сирийским побережьем и прилегающей акваторией Средиземного моря в радиусе нескольких сотен километров. «Красуха» борется с авиационными радиолокаторами, а также системами связи и передачи информации, и может эффективно подавлять сигналы всех современных радиолокационных станций. Кроме того, «Красуха-4» глушит радиоканалы управления беспилотниками. Случай с американскими истребителями стал наглядным доказательством эффективности российских комплексов.

Владимир Попов


Возврат к списку