Услышанное предупреждение

03.03.2020



В минувшую пятницу Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась встречей с премьер-министром Армении Николом Пашиняном завершил свой рабочий визит в закавказскую республику.  Нормальный ритм рабочей поездки нарушили турецкие экзерсисы в сирийском Идлибе, и, соответственно, резкий рост, даже всплеск напряжённости в регионе. Так что Станислав Зась вынужден был даже выступить с рядом заявлений. 

Несколько слов о самой ситуации в Идлибе и последствиях произошедшего. Суть её проста - поддерживаемые и вооружённые турецкими военными банды международных террористов атаковали силы сирийской регулярной армии. Причём турецкие военные находились в боевых порядках наступающих. Они почти прорвали сирийскую оборону, и российским ВКС пришлось попросту уничтожить ракетным ударом бандитское «железо». Это очень сильно разозлило турецкую верхушку - президент Реджеп Эрдоган даже созвал экстренное совещание. О градусе негодования красноречиво говорит заявление для СМИ, которое сделал советник президента Месут Хакки в интервью местному телеканалу «Haber» в разгар этого совещания. «Турция шестнадцать раз воевала с Россией и готова к еще одной войне», - публично и громогласно заявил не садовник и не уборщица, а советник президента Турецкой республики Месут Хакки.

Если кто-то ждал, что Эрдоган, как глава турецкого государства хоть как-то смикширует слова своего ретивого подручного – то он ошибся.

- Я сказал Путину: оставьте нас с режимом Асада один на один, мы сами сделаем, что нужно, - заявил Эрдоган, выступая в Стамбуле.

Интересно, а если многострадальные курды, в отношении которых Анкара на протяжении всей своей истории резко и бескомпромиссно отвергает саму мысль о предоставлении им права самим решать свою судьбу – пригласят на свою территорию чьи-либо вооружённые силы – Эрдоган согласится с таким приглашением? Или, не дай Бог, конечно, случится конфликт Армении и Азербайджана - достаточно будет Анкаре слов Никола Пашиняна, мол, хоть вы и связаны союзническими отношениями, но лучше уйдите в сторону, оставьте нас с азербайджанцами «один на один, мы сами сделаем, что нужно»… Полагаю, Реджеп Эрдоган воспримет эти слова, как оскорбление. Так почему он позволяет такие вольные высказывания в адрес России? Остапа понесло?

Конечно, виток напряжённости в Идлибе не мог не вызвать острой, и даже с оттенком паники реакции в Европе.

- Ситуация в сирийской провинции Идлиб может скатиться к началу крупной открытой международной конфронтации, - заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

Но вряд ли о каком-либо «скатывании» можно будет вести речь, если из Сирии всё же уйдут турки и американцы, которых туда никто не звал, и которые больше заняты здесь не борьбой с международным терроризмом, а, напротив, поддержкой террористических банд. Может быть, на это очевидное обстоятельство стоит наконец-то обратить внимание «демократической Европе»?

Впрочем, это всё лирика, вернёмся в армянскую столицу…

Кто-то, возможно, удивится: мол, где Ереван и где Идлиб с турецкими амбициями. Но на самом деле Турция гораздо ближе к нам, чем может показаться на первый взгляд. Сугубо схематично это выглядит следующим образом. у Армении и Азербайджана, как известно, имеется давний нерешённый территориальный спор. Союзником Армении в регионе выступает Россия. А кто стоит за спиной Азербайджана? Правильно – Анкара, которая прикладывает все усилия для того, чтобы сделать эту республику проводником своей политики в Закавказье. Это для обывателя Турция не выходит за рамки помидоров и «всё включено». На самом деле это довольно ершистая, неплохо вооружённая страна, на знамени которой помимо прочего написано слово «экспансия». Мог Эрдоган, обозлившись на жёсткий отпор в Идлибе, на неуступчивость Кремля, на нежелание Президента Владимира Путина «сдать Сирию» – попытаться в отместку устроить каверзу на Кавказе? Вполне мог.

Кстати, интересное совпадение – буквально в один и тот же день, когда Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась прибыл в Ереван, в азербайджанской столице прошло VIII заседание Азербайджано-турецкого совета стратегического сотрудничества высокого уровня с участием президентов Азербайджанской Республики и Турецкой Республики. В ходе этого заседания не только было подписано 14 важных меморандумов, соглашений и протоколов, но и прозвучало несколько достаточно конкретных заявлений, касающиеся отношений Баку и Анкары, а также ситуации в Закавказском регионе. При этом глава Турции Реджеп Эрдоган предпочёл обойтись без полутонов.

- Всевышний упокоит души наших братьев, погибших в зоне карабахского конфликта, - в частности, заявил турецкий президент. И добавил, - Мой брат, президент Ильхам Алиев сказал, что "Карабах — это Азербайджан". 

 А чем ответил Ильхам Алиев?

- Сегодня были обстоятельно обсуждены многие вопросы, - сказал лидер Азербайджана, - Были приняты очень важные решения, подписаны важные документы. Мы провели широкий обмен мнениями о наших политических связях и еще раз убедились в том, что они отражают волю двух народов. Во всех международных организациях мы выступаем с единой позиции. Являемся опорой и поддержкой друг другу. Активно взаимодействуя в ООН, ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества, Совете Европы и других организациях, мы приумножаем силу друг друга.

Это действительно так. С самого начала установления в новейшей истории дипломатических отношений между Азербайджаном и Турцией, то есть, с 14 января 1992 года эти две страны связывают не только 17 километров общей границы. Азербайджан давно стал важным рынком сбыта турецких товаров. Достаточно сказать, что в минувшем 2019 году объем торгового оборота между странами составил 4,5 миллиарда долларов, а в нынешнем 2020-ом «стороны намерены увеличить объемы товарооборота до 15 миллиардов долларов». Более, чем трёхкратное увеличение. Неплохие темпы. Но главное - здесь сложилось весьма тесное военное сотрудничество. В частности, турецкие инструкторы обучают подразделения специального назначения, такие как Морская диверсионно-разведывательная бригада ВМС Азербайджана. Национальная армия Азербайджана активно участвует во многих манёврах Вооружённых сил Турции, которая – не будем забывать - член НАТО. Напомним так же, что ещё в 1990-х годах между Анкарой и Баку было достигнуто твёрдое соглашение о том, что «при активизации ситуации в Нагорном Карабахе, турецкий союзник должен быть немедленно проинформирован о всех деталях происходящего». Более того – теперь это соглашение расширилось «вплоть до выработки совместных планов на случай принятия Азербайджаном решения о восстановлении своей территориальной целостности в Карабахе». Так почему бы не подтолкнуть Баку к «более решительным действиям на карабахском направлении»? И вот уже идут в ход «души наших братьев»,.. «мой брат, президент Ильхам Алиев»… и так далее.

Но на фоне, так скажем, довольно подзадоривающей риторики со стороны Эрдогана прозвучало вполне спокойное, взвешенное и, в общем-то, отрезвляющее заявление Станислава Зася о том, что «Организация Договора о коллективной безопасности окажет Армении необходимую помощь, если Ереван обратится с соответствующей просьбой».

- Проблема карабахского конфликта постоянно находится в поле зрения ОДКБ, - сказал Станислав Зась, - Мы уже выстроили хорошую систему информирования Арменией всех других государств Организации по этой проблеме. При необходимости ОДКБ высказывает свою позицию по конфликту, это уже было не раз… Что касается инцидентов на армяно-азербайджанской границе, то в случае, если Ереван обратится к ОДКБ за помощью, Организация выразит свою позицию и окажет необходимую помощь… Сейчас правительство Армении самостоятельно справляется с этими пограничными инцидентами. Мы, конечно, надеемся, что ситуация будет стабильной, и удастся избежать этих столкновений.

Стоит заметить и другую важную деталь - если уж называть вещи своими именами, предостережение главы ОДКБ было адресовано не столько Азербайджану с президентом Алиевым, сколько иным соседям Армении и Азербайджана. И судя по всему, там услышали слова Генсека ОДКБ о том, что «Армения вносит весомый вклад в работу ОДКБ, и отличается активной позицией, проявляя конструктивный и деловой подход ко всем вопросам, связанным с укреплением этой организации».

- В Ереване я провел ряд встреч в министерстве обороны, в парламенте, состоялся также разговор с министром иностранных дел, - сказал Станислав Зась, - По всем этим направлениям Армения работает эффективно и конструктивно… Соглашения, принимаемые в рамках ОДКБ, Армения ратифицирует без откладывания в долгий ящик.

Особенно аналитикам турецкого генштаба, надо полагать, «понравился» комментарий главы ОДКБ относительно его встречи с руководством минобороны Армении.

- В этом году у нас запланировано семь учений Коллективных сил оперативного реагирования, - заметил Станислав Зась, - Из них два будут проходить в Армении, в том числе и самое крупное. Армения по традиции очень серьезно относится к такой форме подготовки войск.

Солидным подкреплением слов Генерального секретаря ОДКБ стало заявление – начальника объединённого штаба Организации генерал-полковника Анатолия Сидорова, который пояснил.на своем брифинге: 

- В руководящих уставных документах Организации и в стратегии, которая принята главами государств-участников ОДКБ, определено, что основным источником повышения потенциала ОДКБ является укрепление национальных контингентов, национальных формирований, - сказал Анатолий Сидоров представителям СМИ, - Оснащение армянских Вооружённых сил современным вооружением, укрепление 102-ой российской базы в Армении – одно из важных направлений укрепления безопасности Армении и ОДКБ в целом.

В переводе с военно-дипломатического языка это означает одно: вся Организация работает слаженно, уверенно, а южный фланг ОДКБ прикрыт надёжно. Совершенно очевидно и другое - в странах-участницах ОДКБ давно сформировалось понимание, что в нынешнем мире, пожалуй, только Организация Договора о коллективной безопасности может в какой-то степени гарантировать защиту от внешней агрессии, от попыток демонтировать ту или иную страну изнутри посредством «цветных революций». Не случайно и Никол Пашинян в ходе диалога с Генеральным секретарём ОДКБ сделал акцент на том, что «необходимо продолжать наши последовательные усилия по укреплению и повышению эффективности Организации». Он также подчеркнул важность тесного сотрудничества для противостояния глобальным вызовам.

Важно и другое – судя по всему, даже в самой Турции нет единства в оценке идлибской ситуации. Во всяком случае, несколько истеричные эскапады Эрдагана далеко не у всех серьёзных людей турецкого истеблишмента находят не то, что поддержку – понимание. Как отмечают объективные аналитики, «здесь многие осознают, что любая конфронтация с Россией, даже при условии получения реальной, а не голословной поддержки со стороны США, чревата для Анкары крайне негативными последствиями». Немало в самой Турции и тех, кто приходит и к такому выводу: «некими внешними силами Турции навязывается игра, результаты которой могут оказаться для неё плачевными». В частности, бригадный генерал в отставке Эрдал Шенер убеждён, что «у Турции сегодня нет чётко сформулированной политики в отношении Сирии, а зоны безопасности, которые то здесь, то там пытается установить в соседней арабской республике президент Реджеп Тайип Эрдоган являются инструментом влияния на региональную политику, навязанную Соединёнными Штатами». А его коллега по армейскому строю бывший адмирал ВМС Турции Тюркер Эртюрк в интервью местному изданию заявил буквально следующее: «Нашей стране невыгодно работать против сирийского центрального правительства и нести бремя войны, опосредованной империалистами».

Интересна и оценка ситуации, которую дал в прямом эфире бывший руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми. По его словам, Турция сегодня действует крайне «наглым и провокационным» способом, вступая в открытое противостояние с сирийскими войсками. Яков Кедми уверен, что Россия может «призвать султана (Эрдогана) к порядку», не доводя дело до крайности. Москве достаточно пригрозить туркам применением военной силой, и Анкаре придется отступить.

- Воевать с Россией он не будет, а вот угрозой воевать - да, - заявил Кедми, выступая в эфире интернет-канала «Iton», - Надо сказать, чтобы убирался. А не уберешься - мы атакуем террористов. И только попробуйте поднять хоть один самолет в воздух. Только попробуйте помочь им… А иначе с ними нельзя…

Яков Кедми так же убеждён, что, если Россия сейчас не остановит Эрдогана, тот может довести дело до «кровавой бани».

Что мы имеем на сегодняшний день? Во-первых, Российские Вооружённые силы вежливо предупредили турецких коллег о том, что отныне небо Сирии «небезопасно для полётов их боевой авиации». Во-вторых, в минувшую пятницу через Черноморские проливы к берегам Сирии проследовали два российских фрегата - «Адмирал Макаров» и «Адмирал Григорович», оснащенные крылатыми ракетами «Калибр», а также большой десантный корабль «Орск». Эти суда присоединились к российской эскадре из 15 боевых кораблей и судов обеспечения, действующей на постоянной основе в Средиземном море. И, наконец, как сообщили вчера «Союзникам.ОДКБ» в Департаменте информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ, «учитывая важное значение для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения автотранспорта и гражданского населения по трассам М4 – М5, с 17.00 2 марта 2020 года в сирийский город Серакаб введены подразделения российской военной полиции».

Остаётся надеяться, что президент Турции Реджеп Эрдоган возьмётся за ум, а не примется, закусив удила, раскручивать и без того огнеопасную ситуацию на территории, к которой Турция не имеет никакого отношения.

Владимир Попов


Возврат к списку