Опасные манёвры

18.05.2020


Сегодня, 18 мая Вооружённые силы Азербайджана начинают масштабные оперативно-тактические учения. Официальный Баку объявил, что "манёвры проводятся по утверждённому Президентом и верховным главнокомандующим ВС республики Ильхамом Алиевым", что "в них примут участие до 10 тысяч личного состава, 120 единиц танков и бронетехники, 200 ракетно-артиллерийских установок разного калибра, реактивных систем залпового огня и миномётов, 30 единиц армейской и фронтовой авиации, а также беспилотные летательные аппараты различного назначения".

… Если бы Азербайджан находился в каком-либо другом регионе, мы, скорее всего, и не обратились бы к этой теме. Но эта закавказская республика гораздо ближе к нам, чем кто-то может себе представить. Для справки – из 2657,4 километра её сухопутной границы 390,3 км приходится на Российскую Федерацию, 480 км – это общая граница с Грузией, 1007,1 км - с Арменией, 15 км - с Турцией и 765 км - с Ираном. Самый проблемный участок, как все мы знаем – это граница с Арменией. Причиной тому – доставшаяся в наследство от горбачёвской перестройки и нерешённая до сих пор карабахская проблема. И тлеющий на протяжении десятилетий конфликт заставляет и ту и другую сторону достаточно настороженно относиться к любому поигрыванию мускулами в непосредственной близости от линии, разделяющей два пока что, увы, далеко не дружественных государства. А кроме того, Армения, как известно, страна-участница Организации Договора о коллективной безопасности. И это означает, что её тревоги и заботы – наши общие тревоги и заботы. И если Ереван опасается, что «недружественные соседи» под видом военных учений попытаются силовым путём решить карабахский вопрос – то и нам тоже приходится вместе с ним опасаться за ситуацию в регионе.

С чего же началось нынешнее утро в зоне ответственности ОДКБ в Закавказье? Азербайджанское военное ведомство заранее объявило, что «в ходе проводимых учений будут отработаны вопросы боевой готовности, планирования и всестороннего обеспечения операций, взаимодействия органов управления различных видов и родов войск, а также проверены огневые и маневренные возможности созданных по условиям учений ударных группировок». Что касается замысла учений, то здесь предусмотрено применение войск на избранных направлениях, нанесение массированных ударов ракетных войск и артиллерии, бомбо-штурмовых ударов авиации, использование состоящих на вооружении высокоточных средств по всей глубине оперативного построения войск условного противника.

Разумеется, под «условным противником» армянские военные немедленно увидели собственные Вооруженные силы. И, так же заранее Министерство обороны Армении распространило заявление, в котором «осудило проведение Азербайджаном масштабных военных учений рядом с зоной карабахского конфликта». Армянское военное ведомство также заявило, что сценарий манёвров носит наступательный характер», и назвало их «попыткой азербайджанской стороны обострить ситуацию в регионе».

Минобороны Армении также в своём заявлении постаралось обратить внимание ОБСЕ, сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) и всего международного сообщества на то, что «проведение Азербайджаном учений уже по заведённой им традиции происходит без предварительного оповещения. Данное обстоятельство — грубое нарушение Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности». Кроме того, в заявлении отмечается, что «Министерство обороны Армении осуждает проведение учений, обостряющих среду безопасности, что происходит на фоне пандемии Covid-19, вопреки призывам генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша об установлении глобального перемирия».

Заметим также, что официальный Ереван накануне учений не только призвал Баку проявить сдержанность и уважать взятые на себя международные обстоятельства, но и одновременно выступил с предупреждением: мол, «любая попытка стягивания вооружений или живой силы к границам Армении и линии соприкосновения войск в зоне карабахского конфликта будет расценена как провокация со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Вот такой непростой фон военных игр, начавшихся в зоне ответственности ОДКБ.

В Ереване также обращают внимание союзников по Организации на тот факт, что «учения азербайджанской армии следуют за недавним обстрелом армянского села Беркабер Тавушской области, граничащей с Азербайджаном», а также на то, что «на недавнем заседании совета глав МИД СНГ в онлайн-режиме азербайджанский министр Эльмар Мамедъяров выступил с очередной порцией антиармянских заявлений». То есть, по мнению Еревана «к политической риторике теперь добавляется еще и военный фактор».

Правда, в экспертном сообществе многие предпочитают рассматривать начавшиеся манёвры азербайджанской армии, как «компонент дипломатического воздействия», говоря при этом, что «возможность эскалации конфликта с перерастанием его в горячую фазу весьма незначительна». Но в то же время даже скептики признают, что Армении в любом случае необходимо держать порох сухим, а ОДКБ в период учений следует более внимательно отслеживать ситуацию в регионе».

Стоит также заметить, что начавшимся манёврам предшествовали тактико-специальные учения подразделений сил специального назначения Минобороны Азербайджана, в ходе которых отрабатывались действия по организации засады в глубине обороны условного противника, а также по захвату командного пункта и объекта военного назначения.

В ходе учений особое внимание уделялось организации скрытного передвижения и уничтожению диверсионно-разведывательных групп условного противника. А кроме того, ранее в апреле прошли тактические учения Военно-морских сил Азербайджана - на первом этапе учений были выполнены «мероприятия по оповещению соединений и частей, приведению в состояние боевой готовности сил и средств борьбы с подводными диверсиями». В ходе второго этапа – «отработаны действия по развертыванию в оперативных районах сил по борьбе с подводными диверсиями и выполнены задачи по противоподводной диверсионной обороне, а также проведены операции по защите нефтегазовых инфраструктур».

Интересны на этот счёт и данные известного армянского военного аналитика из центра «Орбели» Тарона Ованнисяна, который заметил, что «по меньшей мере с 2016 года в Азербайджане было проведено несколько учений с привлечением 10 тысяч и более военнослужащих. А что касается сценариев, то порядка 40% учений, проведенных за последние 3-4 года, были наступательными, остальные 60% - контрнаступательными».

- Я не думаю, что нынешние учения будут отличаться какой-то оригинальностью и неординарностью, - заявил Ованнисян представителям СМИ, - Учения проводят как они, так и мы. Это логично и понятно, так как всегда нужно проверять готовность, оперативность, слаженность подразделений, выявлять недостатки. Но в случае с Азербайджаном за наступательным сценарием скрывается воинственный характер политики.

Примечательно, что в ответ на как бы отрезвляющее заявление минобороны Армении, военное ведомство Азербайджана тоже выступило с официальным заявлением. «Азербайджан вправе проводить учения на своей территории, привлекая различную военную технику и живую силу любой численности, - говорится в соответствующем документе, - В случае же какой-либо провокации со стороны противника ВС Азербайджана решительно её пресекут, применив силу».

Вот такие непримиримые позиции. Остаётся надеяться, что дальше грозной риторики дело не пойдёт и в конце недели с окончанием манёвров азербайджанские военные окажутся на зимних квартирах, а не в очаге потенциального, по мнению армянских коллег, вооружённого конфликта.

Владимир Попов


Возврат к списку