СМИД ОДКБ - Демонстрация сплочённости и единства

27.05.2020


Вчера в режиме видеоконференции под председательством главы МИД РФ Сергея Лаврова прошло очередное заседание Совета министров иностранных дел Организации Договора о коллективной безопасности. Руководители внешнеполитических ведомств стран-участниц ОДКБ обстоятельно обсудили состояние и перспективы развития международной и региональной обстановки и её влияние на безопасность государств-членов Организации с акцентом на миротворческую деятельность ОДКБ и перспективы развития институтов Наблюдателя и Партнера ОДКБ.

Также состоялся обмен мнениями относительно возможных угроз, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, которая, как все уже успели убедиться, вносит свои далеко не радужные коррективы практически во все сферы жизни и деятельности на Земле. Дипломатия не исключение… Не случайно и Сергей Лавров в своём приветственном слове не обошёл это обстоятельство.

- Коронавирусная инфекция стала серьезным испытанием, оказывающим влияние на всю систему международных отношений, стала вызовом для каждого государства и межгосударственных структур, - сказал он. - И нам предстоит сегодня внимательно проанализировать, какие выводы необходимо сделать применительно к деятельности нашей Организации. Понятно, что востребован потенциал ОДКБ для реагирования на такого рода угрозы в интересах обеспечения здоровья и благополучия граждан наших стран. Поэтому мы предложили рассмотреть сегодня первоочередные меры по развитию сотрудничества в области биологический безопасности.

Но главное, конечно же, в том, что министр Лавров, обращаясь к коллегам из стран Организации, определил ключевые позиции повестки начавшегося диалога. Прежде всего, было отмечено, что «ОДКБ играет ключевую роль в поддержании безопасности не только в зоне своей ответственности, но и на всем евразийском пространстве». Исходя из этого, Сергей Лавров предложил обсудить «общее положение дел в нашем регионе и в мире в целом».

Как и предполагали «Союзники.ОДКБ» в материале, предваряющем Совет глав МИД, одной из главных тем форума стали вопросы противостояния террористической угрозе в зоне ответственности Организации. Здесь и Афганистан, «напряженная военно-политическая обстановка» которого, по мнению Лаврова, «остается в фокусе дискуссий». Это и вопросы антитеррористического сотрудничества ОДКБ, задача которого – «выявление иностранных террористов-боевиков, особенно выходцев из стран СНГ». Кстати, как заметил глава МИД РФ, здесь надёжным заслоном мог бы стать всё-таки сформированный Единый список организаций, которые все страны ОДКБ признают террористическими.

… Где Афганистан – там и наркоугроза. Соответственно, не обошли эту тему и главы МИД ОДКБ. И главная опасность здесь, как заметил Сергей Лавров, заключается в том, что доходы от незаконного оборота наркотиков, прежде всего афганского происхождения - представляют серьезную угрозу, поскольку они используются для финансирования террористической деятельности. Видят это в ОБКБ? Безусловно. Реагируют? Весьма эффективно. И Сергей Лавров особо подчеркнул, что «важную роль в сдерживании оборота наркотиков играет антинаркотическая операция ОДКБ «Канал».

- Мы выступаем за то, чтобы «Канал» и далее расширял свою географию и привлекал новых участников, - заявил глава МИД РФ.

Кроме того, говоря о противостоянии террористической угрозе Сергей Лавров заявил, что «было бы полезно синхронизировать антитеррористические программы ОДКБ с соответствующими проектами СНГ и ШОС, обеспечить максимальную консолидацию потенциалов организаций в этой сфере». И этот вопрос так же получил широкое обсуждение в ходе видео-диалога.

Стоит заметить и ещё несколько важных тем из повестки прошедшего форума. Так, министры иностранных дел Организации пришли к единому мнению о необходимости «поддерживать в формате ОДКБ регулярный диалога по всему спектру вопросов безопасности в Евро-Атлантике и в интересах координации подходов Союзников». В этой связи, как было подчёркнуто, «особого внимания требуют задачи наращивания миротворческого потенциала ОДКБ». Совет обсудил и этот вопрос, равно, как и возможности подразделений ОДКБ участвовать в миротворческих операциях под эгидой ООН.

Одним словом, из всего видно, что вчерашний диалог сложился достаточно активный, злободневный и острый. Конечно, надо отдавать себе отчёт в том, что эта злободневность и острота стала, своего рода реакцией на общую международную обстановку. И оценивая эту обстановку, а также важные темы повестки, Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась заявил, что «вопреки очевидной потребности в консолидации международных усилий по преодолению беспрецедентного вызова пандемии коронавируса сегодня обстановка в мире, к сожалению, характеризуется дальнейшим обострением доминировавших в канун её появления негативных конфронтационных тенденций.

- А попытки воспрепятствовать демонтажу основных договорённостей, обеспечивавших в последние десятилетия баланс сил и на его основе стабильность, практически блокируются, - сказал Станислав Зась.

И всё это, по словам Генсека ОДКБ происходит на форе нарастания угроз безопасности в зоне ответственности ОДКБ.

- К сожалению, я не сгущаю краски. Это реалии, в которых мы с вами живём, - констатировал Станислав Зась.

Так же, говоря об итогах форума, он ещё раз подчеркнул, что «приоритетное внимание в ходе обсуждения было уделено сотрудничеству Организации Договора о коллективной безопасности с СНГ и ШОС, дополнительным возможностям для развития взаимодействия между ними». По мнению Генерального секретаря Организации, «мы должны укреплять взаимодействие с другими странами, международными организациями в целях обеспечения безопасности. Логично – укрепление взаимодействия с СНГ и ШОС. С СНГ – имеется взаимодействие в военной сфере, по антитеррору – с ШОС. И сейчас мы закладываем основы трёхстороннего сотрудничества. Это новый уровень…».

А самый главный итог этой видео-встречи заключается, видимо, в том, что «в целом прошедшее заседание СМИД ОДКБ подтвердило близость позиций государств-членов Организации по проблематике укрепления международной и региональной безопасности, их готовность наращивать взаимные усилия для достижения этих целей».

Весомую оценку результатам Совета дал и министр иностранных дел России Сергей Лавров. Причём, довольно интересным видится его подход ко многим основным проблемам дня. Так, говоря о борьбе с пандемией коронавируса, Лавров, сделал вывод о том, что здесь не менее важно обсуждать и вопросы биологической безопасности. Отвечая после заседания Совета на вопрос представителей СМИ о мерах по борьбе с пандемией, предпринимаемых ОДКБ, Лавров заявил, что на нынешнем заседании на этот счёт были приняты два документа. Первый – это документ о солидарности мирового сотрудничества, призыв к сотрудничеству под эгидой универсальных международных организаций, включая ООН и ВОЗ. Второй документ, принятый по инициативе Армении и России, касается поддержки инициативы генсека ООН объявить глобальное перемирие на период борьбы с коронавирусом.

- Мы поддерживаем такой призыв, при этом оговариваем важный момент – перемирие не может распространяться на террористические организации, которые признаны в качестве таковых Совбезом ООН, - заявил Сергей Ларов.

Но это ещё не всё… По словам главы МИД РФ, «российская сторона в ходе диалога предложила странам Организации рассмотреть не только медицинский аспект в борьбе с коронавирусом, но и обсудить «первостепенные меры по развитию взаимодействия в сфере биологической безопасности».

- Динамика ситуации подтвердила востребованность в ОДКБ потенциала реагирования на угрозы в этой сфере, сфере биологической безопасности, если говорить в комплексе, необходимость налаживания совместной работы в рамках нашего общего эпидемиологического пространства, - заявил глава МИД РФ.

Так же было заявлено, что страны Организации Договора о коллективной безопасности намерены противодействовать политике США, которые мешают выполнению режима Конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия.

- Если брать проблему шире, - сказал Сергей Лавров, - мы напомнили, что в Стратегии коллективной безопасности до 2025 года, которую утвердили главы наших государств, прямо содержится поручение министерствам иностранных дел осуществлять совместные действия, направленные на укрепление режима конвенции по запрещению биологического и токсинного оружия, включая проработку вопросов, которые позволят продвигать инициативу о том, что в рамках этой конвенции все государства взяли на себя обязательства обеспечивать полную транспарентность своей биологической деятельности за пределами национальных территорий.

Стоит заметить, что эта тема становится всё более актуальной, поскольку США, по словам Лаврова, по сути, «блокируют верификационный механизм в рамках этой Конвенции, а параллельно осуществляют военно-биологическую деятельность по всему миру».

- Мы ведём интенсивный двухсторонний диалог с нашими союзниками по ОДКБ по этой теме, - продолжил глава МИД РФ, - Уже подписали соответствующее соглашение с Таджикистаном, работаем с Арменией и Казахстаном. Это большой блок работы, который должен обеспечивать выполнение обязательств, которые записаны в Конвенции по биологическому оружию о недопустимости переориентации любой биологической деятельности на военные нужды.

Другая важная тема, которая совершенно справедливо заинтересовала журналистов – как продвигается работа по реализации документов, принятых в 2018 году и регламентирующих порядок предоставления статуса Партнёра ОДКБ и Наблюдателя при ОДКБ.

- Такие решения были приняты почти два года назад на встрече в Казахстане, - пояснил Сергей Лавров, - Решения на этот счёт были подписаны главами государств-членов ОДКБ, и они требуют ратификации. Практически все страны ратифицировали. Остался Таджикистан. Там речь идёт о непринципиальных процедурах. Как только это будет сделано, решение вступит в силу и статус партнера и наблюдателя можно будет присваивать. Мы сегодня обсуждали эту тему, подтвердили, что это будет делаться на основе консенсуса. Кстати, партнёрами могут стать не только государства, но и организации. А сегодня отмечалось, что у ОДКБ имеются тесные связи с Шанхайской организацией сотрудничества, СНГ… Кстати, они участвовали в нашей работе сегодня… Так что вполне вероятно, что мы начнём с предоставления статуса наблюдателя этим двум организациям…

Так же Сергей Лавров заметил, что с ОДКБ, например, активно сотрудничает Сербия, которая принимает участие в работе Парламентской ассамблеи ОДКБ, в отдельных учениях. Так что, когда окончательно будет ратифицирован соответствующий документ – можно будет вернуться к этому вопросу.

… Армянскую аудиторию весьма интересовал вопрос, «как оценивает глава МИД РФ армяно-российские отношения, в частности, в военной сфере – и в формате ОДКБ, и в двустороннем формате"?

- Отношения оцениваем, как союзнические – они таковыми и являются, - объяснил Сергей Лавров, - Военное взаимодействие весьма и весьма тесное – в Армении находится российская военная база, которая помогает обеспечивать стабильность и безопасность в регионе. Что касается военно-технического сотрудничества и военно-технической помощи, которую мы оказываем Еревану – здесь у нас тоже налажена тесная и продуктивная работа.

… Так же стоит заметить серьезный интерес средств массовой информации к вопросам, касающимся выхода США из Договора по «Открытому небу». В частности, министра спросили: какие следует ожидать последствия от этого шага?

- Трудно комментировать заявления американских официальных лиц, - сказал российский министр иностранных дел, - Потому что эти заявления пронизаны чувством собственного превосходства и чувством вседозволенности включая самоприсвоенное право выставлять всем оценки и требования, причем, требования, которые касаются удовлетворения американских интересов.

Что ж, вопрос американского неприличного поведения, в частности по «Открытому небу» уже успели обсудить многие и не раз. Но Сергей Лавров поделился с аудиторией довольно интересным наблюдением.

- Как и в случае с Договором о ракетах средней и меньшей дальности, другими документами, которые американцам перестали нравится – нас опять обвинили в том, что это мы вынудили США выйти из Договора по «Открытому небу», поскольку Россия, мол, грубо нарушала все положения этого Договора и так далее, - пояснил Лавров, - Припомнили и Абхазию с Южной Осетией, и то, что мы не разрешаем подлетать к этим государствам ближе, чем на 10 километров…

Но, как совершенно справедливо заметил министр, «Абхазия и Южная Осетия не являются участниками этого Договора – так что здесь всё, как говорится, в пределах правил. То, что западные «коллеги» не признают Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств – это их проблемы, и сути дела не меняет. А наша позиция в полной мере соответствует международному праву».

Сергей Лавров так же объяснил, почему Россия ограничивает дальность полётов над Калининградской областью.

- Таковы, во-первых, её географические особенности, - сказал он, - а во-вторых, мы учитываем прецедент, созданный американцами в отношении Аляски. И Калининградская область, и Аляска – полу-экславы, и там и там выделены аэродромы открытого неба, и там и там установлена максимальная дальность полёта. То есть, здесь всё абсолютно зеркально.

Но, по словам Лаврова, «при всей идентичности подходов, результаты получаются разные». А именно - если сравнить площадь территории, которую можно получить за один наблюдательный полёт, то по Калиниградской области это может быть до 98%, а по Аляске – 3%. И никто из западных «партнёров», кто так активно поддержали США в этом вопросе - на эту тему говорить не хочет.

И что делать?

- Мы не будем устраивать истерику, мы предельно взвешенно подойдём к анализу ситуации, опираясь, прежде всего, на свои национальные интересы, и на интересы наших союзников. Включая, прежде всего, Республику Беларусь, которая в рамках этого договора вместе с нами образует одну группу стран, - заявил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров.

Владимир Попов


Возврат к списку