Услышать Абая…

11.08.2020


Вчера в Казахстане отмечали День Абая – 10 августа исполнилось 175 лет со дня рождения мыслителя, поэта и реформатора. Три года назад праздник стал официальным. Казахстанцы отмечают юбилей народного поэта несколько дней, по всей стране его творчеству посвящают немало интересных и значимых мероприятий.

Кстати, и в Москве в рамках празднования 175-й годовщины со дня рождения Абая Кунанбаева дипломаты Посольства Казахстана в России во главе с руководителем дипмиссии Ермеком Кошербаевым, а также представители обществ казахской культуры Москвы возложили цветы к памятнику великому казахскому поэту и мыслителю в российской столице на Чистых Прудах. В рамках мероприятия сотрудники Посольства прочли Слова Назидания Абая и спели его знаменитую песню «Желсіз тунде жарык ай».

… Почему и в Казахстане, и в России всё чаще вспоминают Абая Кунанбаева, почему его называют настоящим сыном казахской степи – мы попросили рассказать нашу коллегу из информационного портала «Мир 24» Киру Чуракову, не так давно побывавшую на родине легендарного песнопевца.

- Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Чингизской волости, Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (по нынешнему административному делению - в Абайском районе Восточно-Казахстанской области) - в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати - его дед Оскенбай и прадед Иргизбай главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.

… Настоящее его имя — Ибрагим. Но прозвище Абай, что по-казахски означает «внимательный», «осторожный», данное бабушкой Зере - закрепилось за ним, по сути, с детства… Примечательно, что в течение всей своей жизни Абай почти не покидал родные места. Ему были чужды многолюдные шумные города, он рос вдали от культурных и интеллектуальных центров цивилизации. Более того, круг его общения ограничивался соплеменниками с редкими визитами русских ссыльных из Семипалатинска. Современники считают, что такой аскетизм не то, что не мешал, а даже помогал становлению феномена Абая – настолько тонко он отражал в своих стихах грани казахской души: лиризм, сомнения и отчаянные искания, горький сарказм и веру в силу созидания. Несмотря на свою уединенность, он очень проницательно угадал национальный психотип казахов и смог передать его на бумаге.

Начатое в детстве домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Одновременно он посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи, причём, поначалу приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову. Интересно, что когда Абаю исполнилось 13 лет, его отец Кунанбай постепенно начал приучать его к деятельности главы рода. Однако в возрасте 28 лет Абай отходит от неё, целиком занявшись самообразованием. Насколько ответственно он подходил к этому процессу говорит тот факт, что свои, так называемые, взрослые стихотворения, он создаёт только к 40 годам.

Известно также, что на формирование мировоззрения Абая большое влияние оказали поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических идей - Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие) а также произведения русских классиков, а через них и классиков европейской литературы вообще. Именно Абай Кунанбаев открыл для казахов русскую литературу: он перевел на казахский язык произведения великих русских литераторов – Пушкина, Лермонтова, Крылова, а также европейских поэтов - Гёте, Байрона… Но самое главное – Абаю Кунанбаеву удалось на столетие вперед предсказать духовные и культурные настроения казахов. Для потомков Абай стал основоположником казахского литературного языка и письменной литературы. Творческое наследие философа насчитывает 170 стихотворений, многие из которых он сам переложил на музыку. Он также занимался литературными переводами (56 произведений), поэмами и написал томик прозаических «Слов назидания».

В какой-то степени Абай продолжал идеи выдающихся казахских мыслителей. Основная идея его произведений – это служение и преобладание народного и национального над личным. Однако человек превыше всего. Доброта, честность, истина и внутренняя красота, по мнению поэта, должны украшать настоящего казаха. Человек – центр всего, главная единица всех философских размышлений Абая. Ведь именно с человека начинается общество, а затем и народ. Это и вершина творения, и корень всего существующего.

Поэтому столько внимания в своих произведениях Кунанбаев уделил казахской душе со всеми ее загадками. И если человек должен постоянно развиваться и совершенствоваться, то народ в целом – непрерывно просвещаться. Абай призывал соотечественников стремиться к знаниям и нравственности, а не к богатству. В отличие от распространенного в его времена мнению, богатство и власть – ресурс ограниченный, в то время как труд, любовь и милосердие остаются с человеком навсегда и затем возвышают его.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в 2017 году назначил День Абая официальным праздником, днем почитания поэта. Он отметил, что почитать Абая – это значит следовать его мировоззренческим принципам, разделять его мнение о нравственном пути народа. Президент даже назвал поэта «духовным реформатором» Казахстана.

Современная интерпретация заветов Кунанбаева предполагает обновление нации – эта идея перекликается со взглядами и принципами поэта – что сделает Казахстан конкурентноспособным государством. Например, Токаев обращает внимание, что жить нужно не от праздника к празднику, а в постоянном духовном совершенствовании, избавляясь от лености от краснобайства – всё, как завещал мыслитель.

А повседневный труд на этом пути ценнее и полезнее, нежели политизация общественных событий. Ведь Канабаев как раз призывал казахов к просвещению и получению новых знаний – в современном мире это не только образование, но и совершенствование профессий. Слова Абая универсальны и бессмертны, уверены жители Казахстана, что делает его не только великим «степным» поэтом, но и творцом мирового уровня.

В словах великого поэта содержится мысль о том, что казахстанцы должны чтить и следовать народным традициям, хранить и передавать потомкам национальную идентичность и самосознание, стремиться к единству степного народа. Особое внимание Абай уделил народной мобилизации: государство должно развивать свои внутренние механизмы самодостаточности, конкурентоспособности и народной мощи – а эти идеи особенно актуальны в наши дни.

Помимо того, что Абай был прогрессивным мыслителем, он мастерски владел словом. Однако его умение излагать мысли и идеи на бумаге не сподвигли его к непрерывному творчеству во имя наживы – Кунанбаев был ярым противником «письма без дела» и «творчества без необходимости». Он был уверен, что нельзя растрачивать свой талант зря и очень осуждал поэтов и творцов, которые с завидной регулярность радовали публику своими новыми произведения. Более того, он критиковал поэтов, которые обладали хорошим слогом, но при это прославляли богатых и влиятельных мужей – про таких он писал, что «золотое слово песни превратили в медь». Он считал, что художественный литературный язык можно использовать только в исключительных случаях – для возвышенных, божественных целей. Слово – это не простое средство существования, разбрасываться им не стоит.

Несмотря на всю патриотичность и идею народности, проходящую красной нитью через все произведения Кунанбаева, он уважал сам и призывал казахов чтить другие культуры. В частности, поэт занимался изучением русской и западной цивилизаций. И это неспроста – ведь Казахстан находится на стыке нескольких принципиально разных культур. Современные философы отмечают, что Кунанбаев был первым мыслителем, кто соединил в своем творчестве идеи Востока и Запада. Тогда и сейчас такой подход был очень созвучен сокровенным желаниям и думам казахов. Сегодня же эти идеи нашли продолжение в так называемом межкультурном диалоге.

Современные политологи отмечают, что почитание идей Абая Кунанбаева убережет казахский народ от национального изоляционизма и слепоты национального эгоизма. Абай – явление не столько национального, сколько международного порядка. Более ста лет назад он узрел особую идентичность своего народа на стыке евроазиатских культур, а мир и гармонию – в сочетании истоков и опыта Востока и Запада.

Владимир Попов


Возврат к списку