ОДКБ – НАТО: в расчете на диалог

10.06.2019

На недавнем заседании в Бишкеке Совет министров иностранных дел ОДКБ принял Открытое обращение к главам МИД стран НАТО об укреплении взаимного доверия и развитии сотрудничества.

Обращаясь к главам внешнеполитических ведомств государств-членов Альянса, СМИД ОДКБ, призвал своих зарубежных коллег в качестве первоочередных мер предпринять вполне конкретные совместные шаги.

Какие же? По мнению СМИД ОДКБ, прежде всего, необходимо «наладить прямые контакты между генеральными секретарями двух организаций, а также диалог между Постоянным советом ОДКБ и Североатлантическим советом». Затем, что логично, важно было бы «создать механизм регулярных консультаций между секретариатами ОДКБ и НАТО по актуальным вопросам региональной и европейской безопасности». Если удастся достигнуть этих двух соглашений, можно говорить о содействии «развитию контактов между ОДКБ и НАТО в целях создания механизмов предотвращения опасных военных инцидентов». Для этого вполне пригоден формат брифингов по наиболее значимым учениям ОДКБ и НАТО, а также взаимного участия в качестве наблюдателей в военных учениях ОДКБ и НАТО.

Особая статья – возможное участие представителей государств-членов НАТО в качестве наблюдателей в мероприятиях ОДКБ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. «Приглашаем Североатлантический альянс к более тесному сотрудничеству в этой области», - значится в Обращении СМИД Организации.

Завершается документ крайне важным посылом: «Мы подтверждаем открытость ОДКБ к конструктивному диалогу с НАТО и готовность к взаимодействию в областях, представляющих взаимный интерес».

Согласитесь, инициатива Совета министров иностранных дел стран-участниц ОДКБ, с какой стороны не посмотри – полезна, своевременна, необходима. Тем не менее, любому реалисту может показаться, это «глас вопиющего в пустыни», и что вряд ли стоит рассчитывать на какой-либо приемлемый результат. Уж слишком непримиримой и воинственной видится сегодня русофобская позиция наших заокеанских и европейских «коллег», которые даже вопреки здравому смыслу не желают каких-либо взаимовыгодных контактов вообще, и на уровне ОДКБ – НАТО в частности.

Почему? Ответ на этот вопрос можно найти, в частности, в норвежской газете «Aftenposten»… В 2009 году тогдашний генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен намеревался только объявить о целесообразности сотрудничества Альянса с ОДКБ. Заметьте - только объявить… Расмуссен исходил из того, что «ради укрепления безопасности в Европе необходимо снизить напряженность в отношениях с Россией». И первым шагом здесь вполне могло бы быть «заключение Пакта с ОДКБ о сотрудничестве».

Так вот. По данным норвежского издания, в сентябре 2009 года Госдепартамент США направил своему послу при НАТО Айво Даалдеру целую серию депеш, предписывающих незамедлительно «переубедить Расмуссена», «поскольку сотрудничество НАТО с ОДКБ, созданной Россией … может привести к тому, что влияние Организации Договора коллективной безопасности усилится, а это негативно скажется на позициях НАТО»…

Здесь вполне уместна небольшая ремарка: если Вашингтон в своих указаниях послу в НАТО прямо ставит задачу «не допустить роста влияния ОДКБ», пусть даже и в ущерб международной безопасности, то цели, провозглашаемые нашей Организацией, действительно внятны и максимально прозрачны. Ведь даже из преамбулы документа следует, что к своим коллегам из блока НАТО главы МИД ОДКБ обращаются, «будучи уверенными в необходимости продолжения усилий по формированию новой архитектуры евроатлантической и евразийской безопасности, основанной на обеспечении равной и неделимой безопасности для всех государств через закрепление в международно-правовой форме этого принципа».

Но вернемся к депешам… Напомню, что это был еще 2009 год, то есть, до небезызвестных украинских событий. Что касается дня сегодняшнего, то позиции наших партнеров-противников еще более ужесточились. Об этом, в частности, говорят итоги и резолюции практически всех саммитов Альянса, прошедших в последние годы. С завидной регулярностью, скажем, и в 2017, и в минувшем 2018 годах высшее руководство НАТО резюмирует: «линия на сдерживание России остается жесткой и неизменной». И, следовательно, рассчитывать на начало диалога НАТО – ОДКБ незачем.

И, наконец, хотелось бы привести здесь еще одно небезынтересное мнение, свидетельствующее о, как говорится, непробиваемости антироссийской позиции Альянса во главе с США, и к тому же, во многом объясняющее суть этой антироссийской позиции. Это мнение известного израильского эксперта Якова Кедми, высказанное им в прямом эфире канала «Россия 1». Говоря о причинах современной, по сути, мировой русофобии, он заявил, что «Запад желает поставить Россию на грань уничтожения».

- Запад пытается ослабить Россию и ее партнеров, - сказал Яков Кедми, - При этом против России ведется тотальная информационная война, в которой специалисты ЦРУ взяли на вооружение пропагандистские методики нацистской Германии.

Тогда же Яков Кедми выделил четыре фактора, которые, по его мнению, постоянно присутствуют в любой конфигурации отношений Запад – Россия. Это усилия западных спецслужб, демонизирующих нашу страну и ее руководство. Это ухищрения западных политиков, действующих, исходя лишь из своих интересов. Далее - действия внутренних скандалистов, обливающих Россию грязью, что активно поощряется заокеанскими русофобами. И, наконец, сольные партии сбежавших из страны преступников, вроде Ходорковского, ненавидящих Россию, и не могущих простить ей своего провала.

Хотел бы заметить, что Яков Кедми не просто политический эксперт. В свое время он возглавлял израильскую спецслужбу «Натив». В переводе с иврита – «тропа». Перед аппаратом «Натив» и его руководителем стояла важная задача: организовывать перемещение евреев из СССР и стран Варшавского блока. Там их ждал тщательный и долгий опрос, касающийся всех тонкостей прежней работы в Советском Союзе. А поскольку многие из переселенцев трудились на оборонных предприятиях, то люди Якова Кедми, просеивая длинные диалоги с вновь прибывшими согражданами, получали весьма серьезный массив, по сути, секретных данных. И шпионов засылать не надо было – дешево и сердито.

По большому счету, Яков Кедми - это противник. Но, надо признаться, противник объективный, и, к тому же, знающий, как работают многие тайные пружины глобального противостояния. Так вот. Если такой человек говорит, что переломить ситуацию в ближайшей перспективе вряд ли удастся – то к его мнению стоит хотя бы прислушаться.

Призыв к миру. Альтернативы нет

Почему же тогда мы, зная все эти расклады, выступаем с подобного рода заявлениями, призывами? Ведь даже это обращение к главам МИД стран НАТО – далеко не единственное. Точно также мы пытались достучаться до наших возможных партнеров, например, в апреле 2012 года, когда в Астане опять же СМИД ОДКБ «принял заявление о налаживании сотрудничества Организации с НАТО». «Государства ОДКБ обратились к государствам - членам НАТО, - значилось в том заявлении, - с призывам к налаживанию конструктивного сотрудничества на таких направлениях, как взаимодействие по борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком, сотрудничество по восстановлению стабильности в Афганистане, совместное реагирование на природные и техногенные катастрофы и сотрудничество в сфере гражданского планирования, взаимопомощь в вопросах обеспечения безопасности и эвакуации официальных представителей и граждан в кризисных ситуациях, обмен информацией по основным аспектам деятельности ОДКБ и НАТО».

Так почему выступаем? На самом деле, ответ прост. Да, мы последовательны в проведении миролюбивого и справедливого курса в мировой политике, потому что другого способа предотвратить сползание человечества к глобальным конфликтам просто не существует. Мы исходим из того, что два блока государств - НАТО и ОДКБ – сотрудничая в борьбе с терроризмом и наркоторговлей, могли бы это сползание хотя бы задержать.

И потом, все эти вопросы касаются нас напрямую и довольно остро. Руководители спецслужб стран-участниц ОДКБ бьют тревогу – на сопредельной стороне, в частности, в Афганистане концентрируются исламские радикалы, напряжение нарастает. ФСБ России то и дело докладывает о предотвращенных терактах, пресеченных забросках. Но нас почему-то не хотят слушать.

Ну, ладно Америка, где цементная пыль от взорванных башен-близнецов, похоже, давно осела – там нашу тревогу по поводу нарастания террористической угрозы не собирается воспринимать со всей серьезностью. Но почему благодушествуют европейские страны НАТО? Можно понять блоковую солидарность. Но как расценить ситуацию, когда пресловутое блоковое единство оборачивается весьма серьезными жертвами и потерями на собственных территориях? Может быть, европейцам не следует так слепо следовать в фарватере американской политики? Ведь в данном случае речь идет не о какой-то гипотетической угрозе, а вполне реальной опасности, угрожающей и жизни граждан европейских стран, и достаточно серьезными потрясениями государственных основ этих стран. Сильно сказано? Вовсе нет.

Например, в 2015 году, как следует из доклада полицейской службы Евросоюза, «в странах Европы произошло 211 террористических актов разной степени опасности». И как тогда же признался министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер «возможны и другие атаки террористов-одиночек на территории страны».

- К сожалению, никаких гарантий нет, - заявил министр представителям СМИ, - ФРГ находится в поле зрения международного терроризма.

Кроме того, нельзя не учитывать и другой важный фактор - террористические организации постоянно, образно говоря, мутируют, ищут новые способы атаковать, опередить контртеррористические усилия. Например, когда после достаточно долгой серии подрывов в людных местах были введены должные меры по выявлению и борьбе с взрывчатыми веществами, экстремисты переключились на теракты, в которых используется таран автомобилем, автобусом, грузовиком. И такой теракт практически невозможно предотвратить.

В качестве примера можно привести трагедию вечера 17 августа 2017 года когда на улице Рамбла в Барселоне микроавтобус наехал на пешеходов. Погибли 13 человек, пострадали более 100. Ответственность за атаку на Барселону взяли на себя боевики ИГИЛ. А ведь Испания – страна НАТО.

Франция, кстати, тоже. Но многие тамошние эксперты говорят, что «не только в Париже, но и в периферийных регионах республики джихадисты чувствуют себя как дома, тем более что многие из них являются гражданами Франции». Жители региона Бретань с тревогой рассказывали журналистам, что салафитские имамы свободно проповедуют джихад и не боятся публично поддерживать ИГИЛ. Более того, полицейские просто боятся заходить в кварталы компактного проживания мигрантов из мусульманских стран. Примечательно, что французский министр по делам градоустройства, спорта и молодежи Патрик Каннер назвал такого рода кварталы «мафиозной системой с подпольной экономикой, в которой больше не осталось государственных служб».

Ну разве такая статистика и такие признания министров не повод прислушаться к предложению наших министров из ОДКБ?

Европейцам давно пора понять, что радикальные исламисты, рассматривающие свою деятельность как священную войну с Западной цивилизацией давно стали для них главной угрозой. На место локальных группировок пришли глобальные террористические сети, созданные по образцу «Аль-Каиды» и ИГИЛ. И «срок существования» такого рода структур – не год, и не два. Ближний Восток погрузился в период глубинной комплексной нестабильности, и это период будет продолжаться многие десятилетия.

Даже изгнание ИГИЛ с территорий в Сирии и Ираке, к сожалению, не уменьшит проблему терроризма в Европе. Можно покончить с боевыми действиями, но и разгромленная в военном отношении современная террористическая структура по-прежнему будет способна совершать теракты. И эта проблема не только для отдельного государства, но и блока государств практически неразрешима. Надежду дает только максимальное объединение международных сил.

Вот из чего исходят главы МИД ОДКБ. Вот почему мы упорно и методично пытаемся достучаться и до соседей-европейцев, и до амбициозных, к сожалению, не всегда адекватно реагирующих на вызовы заокеанских «коллег». Нам всем необходимо осознать, что мы живем в новой реальности, а наши оппоненты, похоже до сих пор мыслят категориями «холодной войны» прошлого века.

Наркотик для зомби

Особая тема – международный наркотрафик. Не случайно эту угрозу главы МИД ОДКБ в своем обращении к натовским коллегам неизменно вычленяют в разряд особо опасной. Почему? Прежде всего, потому, что это один из наиболее эффективных инструментов финансирования террористической деятельности – огромные средства от продажи наркотиков идут на поддержание террористических структур по всему миру. По некоторым данным, мировой наркотрафик оценивается в сумму 800 миллиардов долларов ежегодно, что приравнивает его к рынку оборота нефти. И немалой частью этих миллиардов оперирует международный терроризм.

Конечно, и для стран-участниц ОДКБ, и для России в частности - наркоторговля более, чем серьезная угроза. Так, по данным МВД РФ, в 2018 году российскими правоохранительными органами выявлено более 200 тысяч преступлений в этой сфере, изъято около 23 тонн наркотиков и наркосодержащих веществ. Причем, значительная часть - около 90% героина и опиума на российском нелегальном рынке имеет афганское происхождение. Но в Западной Европе – 70% этой отравы также доставлено из Афганистана. Так что стабильности тех же европейских стран террористический наркотрафик угрожает не меньше.

Второй тревожный момент - наркомафия постоянно, «совершенствует», если так можно выразиться, убийственную силу своего дьявольского зелья. Речь идет о значительном увеличении в общем обороте доли синтетических наркотиков. Если говорить о российских реалиях, то по данным МВД, за последние пять лет доля синтетических наркотиков выросла вчетверо. Сегодня она достигает почти 30 процентов в общей массе изъятых у преступников наркотиков. А это - более 6,5 тонн.

Если же мы обратимся к европейским проблемам на этот счет, то можно вспомнить недавний инцидент, произошедший в Тунисе – там была перехвачена крупная партия синтетического наркотического препарата, известного как «наркотик зомби». Этот галлюциноген отличается тем, что человек, который попробовал его, не понимает, что и кто он, становится буквально как «зомби». «Бывали случаи, когда наркоманы совершали поистине ужасные поступки, доходило даже до каннибализма», - говорят эксперты. А предназначалась-то эта партия страшного наркотика как раз для стран Европы. По данным спецслужб, оборот наркотиков в этой арабской стране принял такие масштабы, что уже практически становится самой настоящей бедой для европейских государств. Неужели на фоне всех этих цифр и цитат предложение ОДКБ о сотрудничестве не вызовет хотя бы понимания?

Важно понять и другое. Когда в ОДКБ говорят о сотрудничестве с НАТО в борьбе с наркоугрозой, это означает, что мы предлагаем потенциальным партнерам не просто идеи, а вполне действенные механизмы борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Например такие, как уже неплохо зарекомендовавшая себя комплексная оперативно-профилактическая операция «Канал». Насколько эффективен «Канал», можно судить хотя бы по данным февральского этапа операции – тогда было зарегистрировано более 1000 наркопреступлений, задержано 738 лиц, пресечено 707 административных правонарушений, изъято более 83 килограммов наркотических средств. И это не компанейщина, это большая системная работа. Почему бы не делать ее вместе?

Владимир Попов


Возврат к списку