Внезапная проверка против внезапного нападения

01.07.2019


В минувшую пятницу в войсках Центрального военного округа завершились мероприятия внезапной проверки, которая стартовала 24 июня по решению Верховного главнокомандующего, президента России Владимира Путина.

Какого-то особого интереса пишущей и читающей публики это мероприятие, похоже, не вызвало. А между тем, по масштабу, насыщенности и значимости эта внезапная проверка стоит того, чтобы ее итоги проанализировали и обнародовали.

Да, все началось 24 июня, в 6.00, когда в высшую степень боевой готовности внезапно были приведены войска ЦВО, а также органы военного управления, часть войск и сил Южного и Восточного военных округов, отдельные соединения ВДВ, Дальней и Военно-транспортной авиации. Что ж, масштаб проведенных мероприятий получился действительно впечатляющим. В рамках проверки для военнослужащих прошло 50 учений и контрольных мероприятий более чем на 35 полигонах в регионах Сибири, Урала и Поволжья, юга России, а также в Бурятии и акватории Каспийского моря. Всего к проверке боеготовности были привлечены более 150 тысяч солдат и офицеровх, более 20 тысяч единиц вооружения и военной техники, порядка 500 летательных аппаратов, 35 кораблей и судов обеспечения.

Что было сделано? На территории Центрального военного округа развернули систему полевых подвижных средств управления войсками. По данным минобороны, «мобильные командные пункты объединений, соединений и частей ЦВО в регионах Сибири, Урала и Поволжья, а также военных баз в Кыргызстане и Таджикистане были оперативно переброшены в назначенные районы. В составе командных пунктов - мобильные пункты управления МПУ-МТК, командно-штабные машины нового парка, поступившие на вооружение подразделений связи, а также цифровые подвижные радиостанции "Редут 2УС", Р-160-05, комплекты связи «Переселенец». Военнослужащие оборудовали и замаскировали пункты управления, выполнили установку защищенных каналов связи, приступили к тренировкам в радиосетях».

Стоит заметить, что при этом большое внимание было уделено защите выдвигающихся штабных, пехотных и бронированных колонн. Так, например, в Самарской и Свердловской областях подразделения радиационной, химической и биологической защиты ЦВО обеспечивали перегруппировку войск, задействованных во внезапной проверке боеготовности.

Специалисты выявляли обстановку на маршрутах движения и районах действий войск. Кроме того, прошла комплексная тренировка с огнеметными подразделениями. В ней приняли участие экипажи тяжелых огнеметных систем ТОС 1А «Солнцепек». А, например, расчеты термодымовых машин ТДА-2К прикрыли крупный железнодорожный узел, на котором выполнялась погрузка техники с помощью аэрозольных завес. А с помощью авторазливочных станций АРС-4 КМ на базе КамАЗа военные провели обработку от отравляющих веществ.

Что еще? Например, в Хакасии и Саратовской области расчеты зенитных ракетных комплексов С-300 и С-400 в рамках внезапной проверки отрабатали прикрытие важных государственных объектов от воздушного нападения.

Подразделения бригады реактивной артиллерии, которая дислоцирована в Курганской области, продемонстрировали новые тактические приемы эффективной боевой работы 220-миллиметровых РСЗО «Ураган». Здесь расчеты «Ураганов» применили новый способ поражения целей - так называемую, «артиллерийскую карусель». После каждого огневого налета «Ураганы» оперативно выводились в специально оборудованный район для перезаряжания, после чего продолжали вести огонь, но уже с новых позиций. При этом разведку целей и корректировку огня обеспечивали БПЛА «Орлан-10». Очевидно, что такая тактика повышает живучесть подразделений - ведь батарея находится на огневой позиции минимальное время, а это затрудняет ее обнаружение разведкой противника. Стоит также добавить, что расчеты РСЗО отрабатывали уничтожение целей на дальностях от 10 до 20 км как в дневное, так и в ночное время.

Это только некоторые элементы прошедшей внезапной проверки. А были еще разведка целей различными силами и средствами, были воздушные тактические десанты, удары стратегической, штурмовой и тактической авиации и т.д. Итогом всему стали тактические учения и контрольные занятия на полигонах.

Что еще можно назвать важной особенностью прошедшей проверки? Видимо, то обстоятельство, что организаторы внезапных маневров не скрывали, пожалуй, главную их цель – продемонстрировать готовность российских Вооруженных сил вместе с союзниками по ОДКБ «обеспечить военную безопасность в Центрально-Азиатском регионе, где сохраняются серьезные угрозы террористического характера». Это проблема настолько серьезна, что другая цель проверки – «определение степени подготовленности войск и сил к участию в стратегическом командно-штабном учении «Центр-2019» - по большому счету также работает, как говорится, на центрально-азиатском направлении. Ведь и нынешняя проверка, и сценарий предстоящих больших учений буквально пронизаны вполне конкретными мероприятиями по отражению возможной агрессии со стороны банд международных террористов.

Особенно отрадно, что это не разовая акция, а большая системная работа. Скажем, в свое время, анализируя итоги недавних крупных маневров, министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заметил, что «подготовка войск, обозначающих условного противника, осуществлялась заблаговременно на основе всестороннего анализа тактики бандформирований «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а также талибов в Афганистане». И эта работа продолжается. Не случайно, говоря о подготовке войск, командующий ЦВО генерал-полковник Александр Лапин подчеркнул, что штабами всемерно «учитывается и внедряется опыт, полученный в Сирии. В частности, речь идет о создании комплексной системы противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы».

Кто-то, возможно, спросит: а насколько это актуально? Вопрос, вообще-то, праздный. Потому что вызревания своеобразного террористического нарыва на южном фланге ОДКБ может не замечать только исключительно благодушный и беспечный человек. А вот человек разумный, умеющий анализировать даже открытую информацию, непременно приходит к выводу: у военного и политического руководства страны имеются веские основания рассматривать последние события в Центральной Азии как серьезную угрозу безопасности нашей страны.

Объективные данные, поступающие из самых различных источников, показывают: сегодня радикальные исламисты из международных террористических структур активно переносят центр тяжести из Сирии на другие направления. Конкретно - в Афганистан и государства Центральной Азии. Этот процесс начался еще в 2017 году, когда исламисты начали постепенно перебрасывать боевиков ИГ из Сирии и Ирака в Афганистан. По данным ФСБ, новым центром базирования радикалов «Исламского государства» может стать северная часть Афганистана, недалеко от границ бывших советских республик Средней Азии. К тому же спецслужбы все чаще получают информацию о том, что и в России, и в наших странах-союзницах по ОДКБ имеются подпольные, или, как их еще называют – «спящие» ячейки ИГ, которые, как говорится, ждут своего часа.

А если ИГ начнет усиливаться в Афганистане и Средней Азии - а к тому все идет - то это станет прямой угрозой безопасности не только тем же Таджикистану, Киргизии, Казахстану, но и России. И получается, что помешать радикальным исламистам обосноваться в Афганистане и распространять свое влияние на другие страны – кроме ОДКБ некому.

Не следует забывать, что в рядах террористов ИГ в Сирии воевали тысячи граждан Российской Федерации и республик Средней Азии. Неужели кто-то настолько наивен, что будет видеть в них каких-то «исправившихся» террористов? Гораздо более вероятно, что все эти «вернувшиеся из стран исхода» ребята наверняка будут стремиться воплотить в жизнь идеи «халифата» и в своих родных регионах.

И последнее. На прошедшем на днях антитеррористическом форуме стран Евразийского экономического союза в Бишкеке заместитель генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности Алымбек Султанов заявил, что «в последнее время угроза терактов в Центральной Азии значительно возросла».

- Террористы расширили свое присутствие и активность на севере Афганистана и вынашивают планы создания так называемого Исламского халифата Хорасан, - в частности, сказал Султанов представителям СМИ.

Кроме того, по словам Алымбека Султанова, «руководители международных террористических организаций пересмотрели свою тактику в сторону сохранения боевого потенциала и дальнейшего распространения террористических идей».

Они ведут целенаправленную работу в интернете по возвращению боевиков в страны исхода, в том числе в государства ОДКБ, - рассказал Султанов. Он также привел данные, согласно которым, «в минувшем году были задержаны более 400 человек, находившихся в международном розыске. И среди них были те, кто имел непосредственное отношение к терроризму. Кроме того, правоохранители изъяли 16 тонн наркотиков и 407 единиц оружия, были заблокированы сотни ресурсов экстремистской направленности».

В свою очередь секретарь Совета безопасности Киргизии Дамир Сагынбаев обратил внимание прессы на тот факт, что «сохраняется тенденция увеличения численности членов террористических групп, которые пытаются закрепиться в удобной для себя местности в афгано-таджикском приграничье».

Надо ли после этого объяснять важность, значимость и актуальность прошедшей проверки и предстоящих учений? Надо ли убеждать в том, что наполнение планов и сценариев учений вполне конкретными практическими вопросами – то есть, отработкой охраны государственных и военных объектов, уничтожением бандформирований, организацией противовоздушной обороне, предупреждением терактов и т.д., а главное – эффектная демонстрация этой отработки –послужит в определенной мере сдерживающим фактором для тех, кто намерен проверить крепость союзников ОДКБ?

Владимир Попов


Возврат к списку


Возврат к списку