Данайские дары единой Европы

19.07.2019


На днях в киргизской столице прошла презентация «новой Стратегии Европейского Союза в Центральной Азии». Российские СМИ это событие, по большому счету, не заметили. Во всяком случае, какого-то особого обсуждения эта презентация не вызвала. А, между тем, Россию это касается напрямую, поскольку целый ряд среднеазиатских стран – наши союзники по ОДКБ, и, стало быть, нам совсем не безразлично, каковы истинные цели преследует далекая Европа на южном фланге Организации.

Зато в местном экспертном сообществе бишкекский визит европейцев обсуждался достаточно живо. И среди комментаторов нашлись те, кто весьма и весьма оптимистично оценил новые инициативы Евросоюза.

- Европа дала нам понять, что ей нравится наши усилия по интеграции, что предполагает укрепление безопасности в регионе, а следовательно – снижение вероятности еще одного очага нестабильности, - пишут одни.

- В нашем регионе идут пусть и не динамичные, но глубокие изменения. Но, что более важно, европейский вектор развития все еще более привлекателен для казахов, кыргызов, таджиков и узбеков, - вторят им другие.

- … Появление новой стратегии ЕС для Центральной Азии все же позитивный сигнал, - делают вывод третьи.

Но так ли уж позитивна эта инициатива Евросоюза? Действительно ли она направлена на то, чтобы «для казахов, кыргызов, таджиков и узбеков» жить стало лучше, жить стало веселей?

Начнем с главного: кому адресованы яркие зазывалки европейцев? Ответ стратегия дает незамедлительно: «ЕС возлагает большие надежды на негосударственный сектор».

- Именно гражданское общество, - полагают разработчики документа, - должно стимулировать процесс укрепления прав человека, верховенства закона и прозрачность.

Без этого, надо полагать, на инвестиции рассчитывать вряд ли уместно.

Что ж, зрелое и инициативное гражданское общество – это действительно хорошо и замечательно. Но когда об этом говорят европейские политики относительно среднеазиатских республик, следует понимать: здесь будет создаваться «именно гражданское общество», которое очень скоро войдет в клинч с законным правительством. Если еще проще, то новая-старая Стратегия Евросоюза вновь делает ставку на «цветные революции» в Центральной Азии.

Как тут не вспомнить недавнее интервью с заместителем секретаря Совета безопасности России Рашидом Нургалиевым, который сказал, что «европейские страны – это, прежде всего, страны НАТО, а потом уже все остальное. А как бы ни складывались отношения с Североатлантическим альянсом, необходимо помнить, что противоречия с НАТО носят принципиальный характер. Для нас не секрет, что натовцы готовят условия для приведения к власти в отдельных странах ОДКБ подконтрольные Западу режимы, в том числе посредством провоцирования «цветных революций».

- Хочу подчеркнуть, - сказал Нургалиев, - что сотрудничество с НАТО третьих стран всегда имеет антироссийскую составляющую. Это много раз подтверждала практика. Применительно к партнерам по ОДКБ цель блока - посеять раздор с нашими союзниками по Организации.

И еще одно замечание: просто бросается в глаза, что разработчики «Стратегии» не потрудились даже подобрать синонимы к старым заезженным штампам, которыми ранее не раз будоражили массы. Здесь снова прежний набор: «продвижение демократии», «защита прав человека», «решение экологических проблем», «сотрудничество в области миграции» и так далее. Ну, и совсем уж для дураков просто вконец стершиеся клише – «повышение конкурентоспособности бизнеса», «раскрытие научного потенциала», «укрепление политического диалога через расширение участия гражданского общества».

А вот и изюминка! «ЕС также намерен усилить публичную дипломатию, иначе говоря, поддержать информационные компании в государствах региона, и в первую очередь через новые медиа», - значится в документе. Что ж, вывод очевиден: в ближайшее время в среднеазиатском регионе значительно активизируются радио- и теле-инструменты психологической войны.

Что еще? ЕС пообещал, что в Бишкеке будет ежегодно проводиться «экономический форум для стран Центральной Азии для поиска новых моделей экономического развития и в диверсификации экономик». Имеются на этот счет какие-либо конкретные проекты, идеи, планы? А как же! Оказывается, Еврокомиссия «планирует оказать помощь малому и среднему бизнесу в Центральной Азии, способствуя созданию европейских торговых палат в странах региона». А еще ЕС готов поделиться «ноу-хау, необходимыми для модернизации современных методов статистики». Оно и понятно – со старыми методами статистики разве процветания достигнешь?

Ну а деньжат-то хоть подбросят для приличия? Вы знаете, есть немного и деньжат. Некоторых местных товарищей весьма порадовало обещание европейцев «выделить 72 млн евро на развитие программ помощи Центральной Азии». На что пойдут деньги? Если верить сообщению пресс-службы Еврокомиссии - 20 млн евро предназначено Таджикистану на строительство новой ГЭС, Киргизия получит 36 млн евро «на реализацию образовательных программ», еще 14 млн евро пойдет «на расширение региональной программы SWITCH, направленной на поддержку устойчивого потребления, производства и перехода к зеленой экономике». Осталось 2 млн евро. Что будет с ними? Их отдадут «на проект по расширению экономических прав и возможностей женщин, который будет реализован совместно с Казахстаном и Узбекистаном. В рамках проекта предусматривается обучение афганских женщин для их вовлечения в экономическое развитие своей страны». А еще в Туркмении европейцы даже намерены открыть представительство ЕС.

Итак: ГЭС, образование, зеленая экономика, расширение прав и возможностей женщин. Головокружительные проекты! Особенно мне нравится история с ГЭС… Европейцы намерены дать деньги на возведение станции? Но о какой станции идет речь? Там долго возились с Рогунской ГЭС, однако с помощью российских специалистов станцию построили и сдали в эксплуатацию еще в минувшем 2018 году. А во-вторых, 20 миллионов, хотя бы и евро явно маловато для реализации масштабного гидроэнергетического проекта. И что имеем в сухом остатке? «Современные методы статистики» и «зеленая экономика» с «обучением афганских женщин»?

Одним словом, суть европейских инициатив в Средней Азии видна вполне отчетливо. Так же, как и не раз подтверждаемая истина: ни в одной стране, куда коллективный Запад залез со своими «стратегиями», «проектами», «консультациями» и так далее - не получилось ни процветания, ни просто нормальной жизни. Один из наиболее красноречивых примеров здесь – та же Украина. Сегодня совершенно очевидно, что сотрудничество с Западом, в том числе и с Евросоюзом, а также Международным валютным фондом нанесло сильнейший удар по экономике страны и загнало ее в долговую яму. В этом убежден, например, депутат украинской Верховной рады Вадим Рабинович.

- Сырьевая составляющая экономики увеличивается, трудовая миграция достигла невиданных размеров, объемы иностранных инвестиций опустились до уровня 90-х годов и снижаются, темпы роста ВВП уничтожены, - заявил Рабинович в эфире «112 Украина», говоря об итогах европейских и прочих «стратегий». При этом депутат напомнил, что в ближайшие пять лет Киев должен будет выплатить МВФ по набранным кредитам около 10 млрд долларов.

Или вот еще пример, когда гладко стелют, но не получается сладко спать – ситуация с Аджарией… Грузины на всех углах орут, что Россия «оккупировала» Абхазию и Южную Осетию (хотя мы просто признали их решение и право на независимость), но вы нигде не услышите, что Аджария, по большому счету, уже давно мало подчиняется официальному Тбилиси. Во всяком случае, об этом прямо заявил журналистам интернет-ресурса ФАН («Федеральное агентство новостей») бывший постпред Аджарии в Грузии и довольно известный в своих грузинских краях Гамлет Чипашвили. Он утверждает, что «из-за турецкой экспансии Грузия фактически потеряла Аджарию". По словам Чипашвили, «в регионе уже много лет функционируют различные мусульманские организации, которые финансирует правительство Турции», что «турки буквально требуют строить мечети, которых и так достаточно много в Аджарии».

Экс-дипломат напомнил, что «на сегодняшний день уже более 60 тысяч граждан Турции имеют одновременно и грузинское гражданство».

- Все это приводит к тому, что в Аджарии люди уже боятся говорить на родном языке, так как это не нравится туркам, оккупировавшим местный бизнес, - заявил Чипашвили.

А ведь в Аджарии тоже все начиналось с вполне дружественных и безобидных «программ помощи».

А вспомните, что произошло с самой Турцией, когда та решила проявить самостоятельность в приобретении противоракетных систем, и выбрала не американские «Патриоты», а наш, российский С-400?

- США вводят санкции против Турции, - ответил на это вопрос сенатор и известный политолог Алексей Пушков, - Анкара должна была послушно закупать ненужные ей системы «Пэтриот», а не С-400, и тогда санкций не было бы. Сбыт Штатами своего оружия союзникам — одна из целей существования НАТО. А теперь пусть в альянсе расскажут о «равноправии» его членов.

Так то Турция! Член НАТО, чья экономика, извините, не чета киргизской, казахской, таджикской… И тем не менее – санкциями, что называется, по затылку: мол, знай свой шесток.

… Сегодня среднеазиатским республика пытаются внушить, что Москва, дескать, пытается закрепить в регионе свою ведущую роль, и отсечь их от возможных друзей и спонсоров. Хотя совершенно очевидно, что единственная задача России здесь – обеспечить свою безопасность, и безопасность своих соседей, которым очень даже серьезно угрожают игиловские недобитки, активно перебирающиеся из Сирии в соседний с нами Афганистан.

И потом, неужели, кто-то всерьез полагает, что Евросоюз на самом деле заинтересован в культурном и экономическом развитии каких-либо стран вообще, и среднеазиатских в частности? Откровенно говоря, поверить в это может лишь крайне наивный человек.

Имеется и еще один важный фактор, который не может не вызывать беспокойство и России, и, собственно, всей Организации Договора о коллективной безопасности. А именно: у среднеазиатских республик и без европейской «помощи» немало головной боли в экономической и особенно финансовой части. Речь идет о долговых отношениях с Китаем. Кому-то эти вещи покажутся не связанными, но это не так.

Дело в том, что не так давно группа экономистов – профессор германского Института мировой экономики Кристоф Требеш, его коллега Себастьян Хорн из Мюнхенского университета и американка Кармен Рейнхарт из Гарварда – опубликовали весьма интересное исследование. Оно называется «Кредитование зарубежных стран Китаем».

В сухом остатке этого кропотливого поиска и анализа находим крайне занимательные факты. Например, выяснилось, что с 2000 года по настоящий день, то есть за неполные 20 лет Китай превратился, по сути, в главного ростовщика планеты. Если конкретно, то в настоящее время займы, предоставленные Пекином различным государствам, составляют 6% мирового ВВП - в денежном выражении эти проценты давно перевалили за 5 триллионов долларов. Это при том, что, по данным наших исследователей «как минимум, половина китайских кредитов, адресованных развивающимся странам, выдается в обстановке строгой секретности, не позволяющей судить ни об их объемах, ни, тем более, о тех условиях, на которых предоставляются эти ссуды».

Это – что касается кредитов вообще. Нас же интересует проникновение китайских финансов в страны, нас непосредственно окружающие. И сразу сюрприз. Правда, не совсем и не всем приятный. Оказывается, многие страны Средней Азии, то есть - Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Киргизия – давно находятся в долговой кабале у китайцев. Как видим, две из этих стран - Таджикистан и Киргизия - наши союзники по Организации Договора о коллективной безопасности. Причем Киргизия вместе с Конго и Мальдивами значится в пятерке, так называемых, «главных должников» Китая. Достаточно сказать, что, согласно данным упомянутого исследования, «объем кредитных обязательств Киргизии перед Китаем составляет уже 30% ВВП страны».

Не очень здорово, что и на другом, западном фланге ОДКБ мы имеем примерно такого же проблемного кредитора – братскую Белоруссию. Набранные Минском китайские кредиты тянут на 13% ВВП страны. Есть еще Казахстан и Армения с аналогичными займами по 5% собственных ВВП соответственно.

Все это замечательно, но, вообще-то, и Белоруссия, и Киргизия – наши военные союзники по ОДКБ. А любой экономист вам скажет, что в случае, когда объемы кредитования перерастают за определенную черту, своего рода, точку невозврата - кредитор вполне резонно может сказать: ребята, давайте-ка теперь определимся: а кто, собственно, в доме хозяин? Это, конечно, гипербола. Но, согласитесь, не такая уж и великая. Во всяком случае, после этой самой точки невозврата вполне уместны жесткие требования. И уже не только экономического, но и военно-политического характера. Тем более сегодня, когда и экономика, и политика, и военная составляющая настолько переплетены, что не сразу и поймешь: в чем ты уступаешь – в финансовом вопросе или в военном, стратегическом.

Здесь достаточно вспомнить весьма красноречивый пример, когда заимствования Шри-Ланки перед китайцами достигли такой величины, что обслуживать долговые обязательства было уже нечем. И тогда кредитор просто «взял в аренду» на 99 лет недавно построенный морской порт. А где гарантия, что Пекин не захочет в счет погашения кредитов забрать у Белоруссии или у Киргизии какое-либо стратегическое предприятие? Или «порекомендует», опять же в счет долга – ограничить активность в военном сотрудничестве с ОДКБ? Звучит фантастически? Но когда правят деньги, и деньги немалые – мало, что бывает невозможного.

Да, Китай пока что вроде как союзник России. Хочется надеяться, что таковым и останется. Но про Евросоюз ведь такого не скажешь. Отношения со странами Европы у нас достаточно напряженные. И появление европейцев с пряниками на южном фланге ОДКБ заставляет нас, по крайней мере, насторожиться. И, конечно, предупредить своих союзников по ОДКБ: будьте настороже и, как говорится, не верьте данайцам, дары приносящим…

Так что, предвкушая европейские миллионы, среднеазиатским республикам неплохо бы помнить об этом. Да и вообще, нам всем, то есть и России, и Белоруссии, и Армении, и Казахстану, и Таджикистану, и Киргизии следует также помнить, что и Европа, и США, и Китай всегда и во всем будут отстаивать исключительно собственные интересы, и никогда не будут даже задумываться о нашем процветании. Может и нам заняться тем же самым, перестав, наконец, быть излишне доверчивыми и наивными?

Владимир Попов


Возврат к списку