В Грузии «слишком много НАТО»

06.09.2019


Похоже, в непосредственной близости от российских границ вызревает очередной нарыв напряженности. И этот нарыв может в один прекрасный день лопнуть – как это случилось однажды в августе 2008 года, в Южной Осетии. На этот раз речь идет об абхазском направлении. Российский и не только обыватель до сих пор воспринимает Грузию, как страну трактиров и балагуров. На самом деле это достаточно агрессивное территориальное образование, которое нацелено на войну. Уж во всяком случае с Абхазией точно.

Кто-то скажет: а причем здесь ОДКБ? Об этом – чуть позже. А пока разберемся, в чем конкретно заключается опасность грузинской воинственности.

Конечно, для российских Вооруженных Сил грузинская армия не представляет абсолютно никакой проблемы. Но действительно серьезная угроза стоит за теми, кто накачивает грузин воинственными, реваншистскими настроениями и, что более существенно – вооружениями и вполне конкретными обещаниями поддержки в случае критического развития ситуации. И не только накачивает, но и, что называется, тихой сапой вползает на территорию Грузии, а, значит, создает уже упомянутую угрозу. Речь, разумеется, идет о Соединенных Штатах, которые давно взяли натовское шефство над официальным Тбилиси.

Судите сами: у Грузии имеется индивидуальный план партнерства с Североатлантическим альянсом. Согласно новой американо-грузинской программе, разработанной в Пентагоне, и которая стартовала в марте 2018 года полным ходом идет подготовка девяти батальонов, а в течение трех лет американцы намерены полностью переформатировать грузинскую армию.

Что еще? По некоторым данным, последнее время американская военная помощь Грузии составляла от 50 до 70 миллионов долларов ежегодно. Согласно принятой «Программе оборонной готовности Грузии», в восточной части страны от 40 до 50 американских офицеров круглогодично занимаются обучением грузинских солдат. Грузия просит у США современные зенитные и противотанковые системы, в особенности ракеты Javelin, и эти просьбы услышаны.

Так что сегодняшняя грузинская армия – это не набранная с бору по сосенке нацгвардия, атаковавшая Сухум и Гагру в 1992 году. И даже не те части, что напали на Цхинвал в 2008-ом. Сегодня - это вышколенная натовскими инструкторами, неплохо вооруженная и мотивированная 37-тысячная военная машина, которая вполне способна рвануть от Ингура на Сухум (для сравнения: Вооруженные Силы Абхазии насчитывают всего-то около двух тысяч штыков. Не густо…). И эту «машину» американцы все активнее затаскивают на свою натовскую орбиту.

Грузинский контингент был представлен в Афганистане, в рамках миссии НАТО, почти двумя тысячами военнослужащих. Под руководством натовских штабистов в Грузии регулярно проводятся масштабные военные учения. Причем, как отмечает экспертное сообщество, с каждым разом маневры становятся все более откровенными, циничными. Не случайно пару лет назад, в 2016 году Москва назвала очередные американо-грузинские военные учениям «Noble Partner 2016» провокацией, направленной «на сознательное раскачивание военно-политической обстановки в Закавказском регионе». Более того, российский МИД вынужден был констатировать «откровенное потакание Вашингтоном и его союзниками реваншистским устремлениям Тбилиси». На Смоленской площади также обратили внимание на высказывания председателя грузинского парламента Давида Усупашвили. «Пока часть территорий страны оккупирована, миссия вооруженных сил Грузии остается невыполненной, - заявил тот, - А залог ее выполнения - не только героизм грузинских солдат и офицеров, но и помощь партнеров - стран-участниц Североатлантического Альянса».

Не слишком ли много НАТО для такой маленькой страны, не являющейся, к тому же, членом Альянса?

Так что, повторимся еще раз: настораживают нас не грузинские «чудо-богатыри», а именно американцы, которые нахраписто, подчас, наращивая темп, продвигаются в наше кавказское подбрюшье. И здесь уже имеются примеры более серьезные, нежели дрессура натовскими инструкторами грузинских батальонов. К одному из таких серьезных примеров вполне можно отнести начавшееся в минувшем году строительство в Вазиани военного аэродрома под эгидой НАТО. Известно, что соглашение на этот счет в свое время было достигнуто в ходе переговоров министра обороны Грузии Левана Изория с главой транспортного командования вооруженных сил США, генералом Стивеном Лайонсом.

Официальное объяснение аэродромного проекта таково: «центр оборонной готовности в Вазиани будет использоваться исключительно для переброски военных частей на совместные учения Грузии и стран НАТО». Но даже человеку не шибко сведущему в вопросах военного планирования совершенно ясно, что это ни что иное, как военно-воздушная база НАТО, которую легко можно использовать в случае военного конфликта в регионе. Специалисты утверждают, что «проводимая модернизация военного аэродрома, который сможет принимать крупные военно-транспортные самолеты США, превращает его в мощный логистический центр НАТО на Южном Кавказе».

А вот другой, более свежий и гораздо более настораживающий пример натовского освоения подступов к российской территории. Недавно стало известно, что в грузинском порту Анаклия, расположенном практически на самой границе с Абхазией, и в самой непосредственной близости от российского контингента американцы намерены построить военно-морскую базу. Это видно, в частности, из слов бывшего высокопоставленного чиновника Госдепа США и экс-куратора Вашингтона по Грузии Мэтью Брайзы, который не потерял своего политического влияния и поныне. Если конкретнее, то по данным агентства «Интерпрессньюс», в беседе с представителями IWPR (Институт по освещению войны и мира) Мэтью Брайза прямо заявил, что «американские военнослужащие могут использовать порт Анаклия для поставок грузов, включая военные, в Афганистан - это вместо турецкого порта Мерсин». Кроме того, по словам Брайзы, «Анаклия усилит стратегическое партнерство Грузии с Соединенными Штатами».

А кто такой Мэтью Брайза? Ему 55 лет. Он кадровый сотрудник дипкорпуса США, с 2005 по 2011 годы - ключевой посредник в отношениях между Вашингтоном и Тбилиси. Что еще? Окончил Стэнфордский университет со степенью бакалавра гуманитарных наук по направлению международные отношения. Также он получил степень магистра в области права и дипломатии в Университете Тафтса в 1988 году. Тогда же поступил на работу в Государственный департамент США. Работал в Польше, где занимался движением «Солидарность», вопросами реформирования тамошних органов госбезопасности и региональной политики. В 1991-1995 годах курировал европейские и российские вопросы. В 1995-1997 годах работал в Москве. В качестве сотрудника Политического отдела посольства занимался вопросами, связанными с деятельностью Государственной думы, КПРФ и ситуацией в Дагестане. В августе 1997 года Брайза был отозван из Москвы в связи с обвинениями в совершении дорожно-транспортного происшествия.

После этого координировал американские «программы содействия проведению экономических реформ в постсоветских государствах Закавказья и Центральной Азии», и создание новых нефте- и газопроводов в обход России. В настоящее время является директором Центра оборонных исследований Эстонии (Таллин). В общем, тот еще гусь. И если такой человек, как Мэтью Брайза говорит, что база в Анаклии будет, значит, для этого имеются весомые основания.

Разумеется, и Брайза, а особенно натовские генералы прекрасно понимают всю прелесть базы в Анаклии. Прежде всего, это глубоководный порт, и, к тому же, как вы уже знаете - расположен впритык к Абхазии, к военным базам РФ. Лучшего места для «стоянки» военно-морского флота США, готового полноценно зафиксировать американское военное присутствие на Черном море и вблизи Каспия – трудно придумать. А там, как известно, рукой подать до всего региона Центральной Азии. А это уже непосредственная зона ответственности ОДКБ.

Что касается отношения Организации Договора о коллективной безопасности к воинственности официального Тбилиси, то хотелось бы напомнить, что странам-участницам ОДКБ уже доводилось давать оценку этому явлению. Во всяком случае, в 2008 году после провала грузинской авантюры в Южной Осетии лидеры стран Организации на московской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ единодушно осудили агрессию Грузии и поддержали роль России во время этих событий. В принятой тогда декларации прямо говорится, что «государства-члены ОДКБ глубоко озабочены предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». Также было отмечено, что в ОДКБ «обеспокоены наращиванием военного потенциала и эскалацией напряженности в Кавказском регионе и призывают все государства взвешенно и объективно, без двойных стандартов, подойти к оценке ситуации, не предпринимать действий, способных спровоцировать ее дальнейшее обострение».

Нетрудно заметить, что за дипломатическими формулировками кроется конкретное указание на главного инициатора грузинской агрессии – США. Кстати, тогда же, так же дипломатично, но и одновременно весьма конкретно прозвучало предостережение: мол, за спокойствие в регионе намерены побороться не только Россия, но и все страны ОДКБ. Во всяком случае, на итоговой пресс-конференции тогдашний президент страны Дмитрий Медведев, говоря о задачах Организации в связи с этой войной, прямо заявил, что «помимо солидарных действий, особенно в период кризиса, типа того, что случился на Кавказе, ОДКБ необходимо наращивать сотрудничество по всем направлениям деятельности - и по обеспечению безопасности региональной, межрегиональной, и по предотвращению чрезвычайных событий, ликвидации последствий стихийных действий, и, что не мало важно, исходя из природы самой Организации, в военной составляющей».

- Если Организация будет развиваться в этом направлении, то это будет сильная Организация, которая реально помогает поддерживать национальную безопасность всех ее государств-членов, - сказал тогда Дмитрий Медведев, - Без известной жесткости в выполнении решений, без укрепления военной компоненты государство развиваться не может, … и это совершенно очевидно. У Организации есть права и обязанности, в том числе в вопросах самообороны, в ликвидации последствий вооруженных конфликтов, нападения на ту или иную страну-участницу, и мы считаем, что все эти пункты Договора, который нас объединил, должны неукоснительно исполняться.

Нелишне в этой связи вспомнить и другой важный посыл, относительно кавказских дел вообще, и Абхазии в частности. Относительно недавно, в 2017 году российская дипломатия снова попыталась приблизить нашу Организацию к Абхазии. Тогда, в апреле в Сухуме с визитом побывал глава МИД РФ Сергей Лавров. И на пресс-конференции с президентом Абхазии Раулем Хаджимба он без обиняков заявил, что «Россия приветствовала бы сотрудничество ОДКБ с Абхазией.

- Если говорить об организации договора о коллективной безопасности, конечно, мы бы приветствовали сотрудничество этой структуры с республикой Абхазия, - сказал Сергей Лавров, - Для того чтобы получить статус полноправного члена, необходим консенсус всех государств, которые входят в ту или иную организацию, то же самое касается статуса наблюдателя. Здесь разницы нет, здесь важно, чтобы решение было поддержано всеми участниками той или иной структуры.

Ну, и почему бы не поддержать?...

И еще одна важная цитата из его выступления: «Если говорить об ОДКБ - это организация, которая призвана обеспечивать безопасность входящих в нее стран. Безопасность республики Абхазия самым надежным образом обеспечена и гарантирована теми отношениями, которые закреплены в межгосударственных договорах Российской Федерацией с республикой Абхазия. И теми конкретными мерами, которые Вооруженные силы РФ в сотрудничестве с Вооруженными силами Абхазии предпринимают для обеспечения повседневных гарантий неповторения никаких агрессивных поползновений извне».

Заметьте, все это было сказано еще до того, как американцы приступили к созданию на территории Грузии, по сути, масштабной инфраструктуры войны. Теперь же, когда возводится военно-воздушная база в Вазиани, когда натовцы всерьез примеряются к глубоководному порту в Анаклии – ни Россия, ни другие страны-участницы ОДКБ не могут смотреть на все это, как говорится, сквозь пальцы. Видимо, отчасти и поэтому в конце августа в Москве состоялись переговоры министра обороны России Сергея Шойгу с его абхазским коллегой Мирабом Кишмария. По итогам переговоров генерал армии Шойгу заявил, что «Россия профинансирует модернизацию Вооруженных сил Абхазии». Он также напомнил о «создании Россией и Абхазией общего пространства обороны и безопасности, о дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества двух стран».

- Мы первыми признали независимость республики и продолжаем оказывать ей всестороннюю помощь. Довольно важное значение имеют те документы и те соглашения, подписанные в 2014 году, в 2015 году, и, безусловно, наша военная база, которую мы укрепляем и которая нашими совместными усилиями является гарантом стабильности в регионе, - цитируют СМИ российского министра.

Остается добавить, что еще более значимым заслоном на пути натовского продвижения, а значит, и росту напряженности в регионе стали бы общие энергичные усилия стран-участниц ОДКБ на абхазском направлении. Такого рода усилия, как правило, оказывают весьма отрезвляющее действие даже на самые разгоряченные головы.

https://zen.yandex.ru/id/5ca709dee255df00b458aa1a

Владимир Попов


Возврат к списку