Званные и избранные

17.10.2019


В начале нынешнего октября на ленте информационного агентства «РИА Новости» появилось сообщение, в котором говорилось о «возможном» возвращении Узбекистана в ОДКБ. С таким заявлением выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она находилась в Ташкенте с официальным визитом, встречалась с главой республики. Рассказывая о ходе и результатах этого визита, в «РИА Новости», Валентина Матвиенко заявила, что «на встрече рассмотрены актуальные вопросы двусторонних отношений, активного участия парламентов двух стран в реализации договоренностей на высшем уровне и продвижении перспективных проектов в торгово-экономической, инвестиционной, инновационной, транспортно-логистической, агропромышленной и научно-технической сферах, а также расширении образовательного и культурно-гуманитарного обменов». Наряду с прочим, Матвиенко затронула тему ОДКБ.

- ОДКБ всегда открыта для Узбекистана. Я не исключаю, что, возможно, когда-то этот вопрос появится в повестке дня», - подчеркнула Валентина Матвиенко.


Так же в рамках визита Валентина Матвиенко встречалась с председателем нижней палаты узбекского парламента Нурдинжоном Исмоиловым, а несколько позже с президентом республики Шавкатом Мирзиёевым. Их разговор длился больше двух часов. 

Из визита в Узбекистан Валентина Матвиенко вынесла самые благоприятные впечатления. «Я настолько впечатлена позитивными переменами, которые произошли за три года. Это другая, новая, открытая страна, президент слышит людей и реагирует. Наши отношения долго были в заморозке, а теперь такой рывок!», - цитирует, в частности, «Комсомолка" Валентину Матвиенко, вышедшую к журналистам сразу после встречи с Мирзиёевым.

В отношениях России и Узбекистана наблюдается заметное сближение. Стоит заметить, что только по официальным данным, в России трудятся более двух миллионов узбеков. А по сведениям.  При этом в отношении этой страны у нас действует облегченный миграционный режим - приглашение на въезд не требуется, надо только оформить патент. В перспективе Ташкент видит и введение для своих граждан и, так называемой, «миграционной амнистии». То есть, власти Узбекистана хотели бы, чтобы «нелегалам» было предоставлено право до определенного срока беспрепятственно выехать за пределы России, а затем вернуться обратно, не понеся за это административного наказания. 

А как узбекские СМИ отреагировали на этот визит, и на это заявление высокой гостьи? Например, известный в республике ресурс «Газета.uz», напечатал материал, из которого видно, что наряду с прочим Матвиенко и Мирзиёев обсудили «риски от вступления Узбекистана в ЕАЭС». Примечательно, что высокие стороны подходят к обсуждению этого вопроса ответственно, взвешенно. И по словам Матвиенко, именно так и должно быть. «Президент Узбекистана - не только выдающийся государственный, политический деятель, но еще и хороший экономист, - цитирует узбекское СМИ российского спикера, - Он понимает, что участие в интеграционных экономических объединениях — это реалии сегодняшнего дня, и в мире происходят процессы по объединению усилий государств в единые экономические объединения… В то же время он прав в том, что требуется очень серьезный анализ, чтобы принять окончательное решение — анализ условий, на которых может вступить Узбекистан в Евразийский экономический союз, не нанесет ли это вреда экономике Узбекистана, не скажется ли это на снижении рабочих мест. Это абсолютно здравое нормальное рассуждение, взвешивание рисков, опасений».

Результаты и итоги визита Валентины Ивановны, видимо, будут ещё обсуждаться и оцениваться экспертами. Нам же интересны прозвучавшие на встрече слова о возможном приходе в ОДКБ Узбекистана. Конечно, сегодня об этом рано говорить. Тем более, что войти в Организацию Договора о коллективной безопасности может только та страна, чью кандидатуру одобрят все без исключения страны, уже состоящие в ОДКБ. Тем более, что ОДКБ – это серьезная и на сегодняшний день единственная на постсоветском пространстве структура, которая действительно обеспечивает безопасность наших стран и на среднеазиатском, и на европейском направлениях. К мнению ОДКБ прислушиваются, её позицию учитывают и в ООН, и в Евросоюзе, и в СНГ, и в ШОС, и так далее. К тому же, Узбекистан уже бывал в наших рядах. Как известно, в 1999 году Ташкент отказался продлевать договор по ОДКБ, и вне Организации Узбекистан находился шесть лет. По истечение этого срока – вернулся к родным организационным пенатам. Через семь лет – в июне 2012 года опять «приостановил» свое членство в ОДКБ. Причину, объясняющую такой шаг, тогдашний глава республики Ислам Каримов обозначил следующим образом: мол, Ташкент выступает против создания в рамках ОДКБ Коллективных сил оперативного реагирования, и отказывается подписывать соответствующие документы, потому, якобы, что "существует опасность использования этих сил в ущерб суверенитету одной из стран ОДКБ».

Нельзя сбрасывать со счетов и весьма энергичные действия Вашингтона по, образно говоря, вбиванию клиньев между Узбекистаном и другими странами региона,а также Россией. Именно тогда, при Каримове мы наблюдали, по сути, тесное сближение США и Узбекистана. Например, в 2001 году узбеки передали американцам бывший советский военный аэродром, расположенный в посёлке Ханабад Кашкадарьинской области. Туда перебросили эскадрилью военно-транспортных самолётов C-130, около десяти вертолётов Black Hawk и около 1500 военнослужащих. Эта авиабаза обходилась Пентагону весьма дорого - только в 2004 году на ее содержание было потрачено 163 млн долларов. И в 2005 году Соединенные Штаты оставили Ханабад. Однако в 2009 году Ташкент и Вашингтон вновь повели весьма активный диалог о создании на территории Узбекистана американской военной базы – на этот счет было даже подписано соответствующее «двустороннее соглашение о военном сотрудничестве». Однако дальше переговоров дело не пошло. 

Примечательно, что соседи Узбекистана по региону не особо переживали по поводу «выхода» Ташкента из Организации. Так, член комитета сената парламента Казахстана по международным отношениям, обороне и безопасности Гани Касымов заявил тогда, что «выход Узбекистана из ОДКБ надо рассматривать с той точки зрения, что он был там достаточно условным членом».

- Фактически Узбекистан не принимал участия в заседаниях, он был или наблюдателем, или никем не был, - сказал Гани Касымов журналистам, - Я полагаю, что узбекские коллеги продумывают военно-политическое сотрудничество со странами НАТО или с американцами на двусторонней основе.

Тем не менее, сегодня, при новом руководстве республики мы видим попытки официального Ташкента проводить более взвешенную и многовекторную политику. Так почему бы не допустить, что со временем здравый смысл и стремление выстраивать добрые отношения с соседями и старыми союзниками не приведёт Узбекистан в ряды стран-участниц ОДКБ?

Владимир Попов

Мнение автора может не совпадать с мнением издания "Союзники.  ОДКБ"


Возврат к списку