Вектор единства и взаимодействия

02.12.2019


На минувшей неделе, в Киргизии, в государственной резиденции «Ала-Арча», что под Бишкеком - завершила свою работу сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. Если говорить сухим языком отчётов и протоколов, то руководители государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности, «обменялись мнениями по актуальным региональным и международным проблемам, а также обсудили ключевые темы союзнического взаимодействия в рамках ОДКБ, подвели итоги реализации приоритетных направлений деятельности Организации в уходящем году, определили планы на предстоящий период». Особое место здесь было уделено вопросам укрепления таджикско-афганской границы, взаимодействия с ООН по реализации глобальной контртеррористической стратегии и, соответственно, координации внешнеполитической деятельности стран ОДКБ. И, наконец, лидеры стран-участниц Организации обсудили развитие военного потенциала организации и совершенствование механизмов противодействия вызовам и угрозам, в том числе в сфере информационной безопасности, и празднование 75-летия Великой Победы. Итогом обсуждений стало подписание главами стран-участниц ОДКБ 15 важных документов, определяющих деятельность Организации на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Как видим, повестка бишкекской встречи получилась весьма обширная, что уже само по себе значимо и актуально. Но, говоря об итогах форума, мы не можем не попытаться определить, что называется, главный вектор прошедшей встречи. Что было наиболее существенным, важным в диалоге руководителей стран, объединённых Договором о коллективной безопасности? На что обратили внимание многочисленные эксперты и представители СМИ, освещающие бишкекское событие? Сегодня, по прошествии некоторого времени становится очевидным, что явной доминантой сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ стали достаточно откровенный обмен мнениями по самому широкому кругу вопросов и проблем, как внутренней, так и международной повестки, и – самое главное – единство позиций глав государств в оценке этих самых вопросов и проблем.

Чем можно объяснить такое здоровое единодушие глав государств-членов ОДКБ, и делегаций, участвующих в прошедшем накануне масштабном заседании дипломатов, военных, представителей спецслужб? Пожалуй, только одним – все они прекрасно понимают степень и весомость вызовов и угроз, с которыми сегодня приходится иметь дело всем без исключения странам Организации. О каких конкретно вызовах и угрозах шла речь в Бишкеке? Начнём с того, что практически все главы государств в своих выступлениях с тревогой говорили о том, что наибольшую опасность сегодня, причём, не только для стран-участниц ОДКБ, но и, по сути, для всего мира, представляет «продолжающаяся деградация международных договорных механизмов по контролю над вооружениями». И то и дело вспыхивающие в самых различных регионах планеты конфликты и точки напряжённости могут, в итоге, перерасти в нечто гораздо более серьезное. Для нас это весьма актуально, поскольку очаги напряженности и прямых военных конфликтов, по сути, вызревают непосредственно в регионах, прилегающих к зоне ответственности ОДКБ.

Возьмём, к примеру, наш западный фланг. Здесь к числу серьёзных вызовов вполне можно отнести наращивание военной деятельности США и НАТО в Восточной Европе. Потому и говорил с обеспокоенностью президент Белоруссии Александр Лукашенко о резкой милитаризации восточноевропейских и прибалтийских стран, и, соответственно – о росте напряжённости на белорусской границе.

- Сегодня … на фоне разрушения механизмов контроля над вооружениями мы фиксируем поэтапное наращивание военных потенциалов и расширение военной инфраструктуры в Европейском регионе, - в частности, сказал Лукашенко, - По сути, речь идет об открытой, а главное безосновательной милитаризации западных рубежей зоны ответственности ОДКБ.

И в самом деле - Брюссель и Вашингтон, вопреки взятым на себя международным обязательствам, развертывают дополнительные воинские контингенты в Польше и прибалтийских республиках, а также штабы многонациональных дивизий в Румынии. Именно на западном направлении Североатлантический альянс более, чем вдвое нарастил интенсивность военных учений - если в 2014 году силами НАТО было проведено 282 учения, то в прошлом 2018-ом уже около шестисот. и эта цифра растёт. Какой же из этого следует вывод?

- Убежден, что наша Организация должна адекватно и своевременно реагировать на новые вызовы и угрозы, детально и комплексно анализировать обстановку, вырабатывать соответствующие предложения и инициативы, - сказал белорусский лидер. - Являясь важным механизмом обеспечения безопасности в Евразийском регионе, ОДКБ должна поступательно расширять внешнеполитическое направление, укреплять свой международный авторитет.

Другая серьёзная проблема, которую всесторонне обсудили лидеры стран-участниц ОДКБ – это Афганистан. Точнее – положение на таджикско-афганской границе. Ситуация здесь и впрямь достаточно тревожная. Так, по словам президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, «официальные власти этой исламской республики сегодня контролируют чуть более половины территории страны, а остальная её часть находится под пятой террористических организаций».

- Имея такой источник угроз с юга, ОДКБ крайне необходимо держать в тонусе силы и средства по борьбе с международным терроризмом и другими угрозами, — сказал президент Казахстана.

А например, исполняющий обязанности Генерального секретаря Организации Валерий Семериков, который принимал участие в диалоге глав государств-членов ОДКБ, вообще назвал ситуацию на таджикско-афганской границе «одним из важнейших вопросов, который обсуждался в ходе бишкекской встречи».

- Обстановка на сопредельных территориях очень тревожная, поскольку в северных провинциях Афганистана продолжают накапливаться силы боевиков, в том числе ИГИЛ. Сегодня их там уже тысячи, - заявил Валерий Семериков.

О том, что нарыв, в так называемых, северных, а, по сути, террористических провинциях Афганистана на самом деле уже вызревает, видно хотя бы из недавнего чрезвычайного происшествия, когда бандиты и террористы ИГИЛ атаковали таджикскую погранзаставу. Да, отпор бандитам был дан. Но совершенно очевидно, что попытки дестабилизировать и даже атаковать территории среднеазиатских республик будут продолжены. Так что, образно говоря, порох на афганском направлении следует держать очень даже сухим.

Другая серьезная проблема, исходящая с территории Афганистана – это рост тамошнего наркопроизводства, который происходит к тому же на фоне не снижающегося накала внутриполитического противостояния в этой стране. Вот и президент России Владимир Путин счёл необходимым в своём выступлении перед коллегами по Организации назвать «активизацию деятельности ОДКБ по противодействию незаконному обороту наркотиков» - приоритетной задачей.

- Мы намерены инициировать составление новой актуализированной антинаркотической стратегии ОДКБ на период 2021–2025 годов, которая будет содержать дальнейшие конкретные меры по пресечению производства и торговли наркотиками, укреплению пограничного режима, - заявил Владимир Путин.

К сожалению, противостоять афганскому наркотрафику странам ОДКБ приходится, по сути, в одиночку. Дело в том, что декларируемые Соединёнными Штатами достижения в борьбе с афганским наркопроизводством на самом деле ничтожны. И проводимые американцами операции по уничтожению нарколабораторий не приносят каких-либо ощутимых результатов и имеют, скорее, характер пиар-акций. Например, по данным соответствующих служб ООН, в 2017 году площадь посевов опийного мака в Афганистане увеличилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60%, а производство опия – почти на 90%. И к настоящему времени эти чёрные «рекорды» только продолжают расти. Так что совсем не удивительно, что вопросы укрепления военного потенциала ОДКБ, углубления сотрудничества стран-участниц Организации в таких сферах, как борьба с терроризмом и наркотрафиком – заняли особое место в бишкекской повестке. Именно поэтому Советом коллективной безопасности ОДКБ был утвержден весьма основательный Перечень дополнительных мер, направленных на снижение напряженности в таджикско-афганском приграничье. Он содержит целый «комплекс мероприятий по повышению эффективности совместного противодействия экстремистской, террористической и наркотической угрозам, исходящим с территории Афганистана».

Здесь же вполне уместно будет напомнить о выступлении на сессии президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который, обращаясь к своим коллегам по Организации особо подчеркнул, что «в современном мире возросло число угроз безопасности и стабильности государств, в том числе в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности». И в этих условиях, по словам Эмомали Рахмона, «от государств-членов Организации требуется большее укрепление интеграции в борьбе против этих нежелательных явлений века».

Отдельно – о практической стороне деятельности ОДКБ. Тот, кто ознакомился с выступлением перед главами государств-членов Организации исполняющего обязанности Генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова, не может не отдать справедливость: все эти годы, особенно в последнее время - интенсивность и эффективность проводимых различными структурами ОДКБ мероприятий, операций, акций – неизменно возрастали. Вот лишь некоторые данные на этот счёт… В уходящем 2019 году мы провели пять учений - это «Взаимодействие-2019», «Нерушимое братство-2019», «Поиск-2019», «Гром-2019», «Эшелон-2019», которые были взаимосвязаны по целям, задачам, месту и времени и проводились в рамках совместного оперативно-стратегического учения «Боевое братство-2019». Причём, проходили они на территории целого ряда стран ОДКБ, и сценарии учений предусматривали применение Коллективных сил как в Восточно-Европейском, так и в Центральноазиатском регионах. И, как совершенно справедливо заметил исполняющий обязанности Генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков, «в ходе этих манёвров была продолжена практика совместной подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности на едином фоне развития военно-политической и военно-стратегической обстановки».

Кстати, попутно стоит заметить, что президенту Киргизии Сооронбаю Жээнбекову довелось присутствовать на одном из этапов учения «Центр - 2019». И, выступая на заседании Совета коллективной безопасности, он заявил, что смог «воочию убедиться в огромной мощи российского оружия".

- Я был весьма впечатлён, - сказал Сооронбай Жээнбеков, - Мы можем быть спокойны за внешние рубежи наших стран-членов ОДКБ.

Не менее значимыми стали и специальные операции, которые силами ОДКБ проводятся на территории стран-участниц Организации. Среди них - операция «Наемник», в ходе которой удалось перекрыть немало каналов вербовки, въезда и выезда граждан государств-членов Организации для участия в террористической деятельности, а также нейтрализации ресурсной базы террористов на пространстве ОДКБ. Это и операция по пресечению преступной деятельности организаторов незаконной миграции «Нелегал». Результаты? Они впечатляют. Ведь в итоге было пресечено более 159 тысяч нарушений миграционного законодательства, за организацию незаконной миграции возбуждено 6738 уголовных дел, задержано 1342 лица, находящегося в международном розыске, наложено административных штрафов на сумму около 7,5 млн. долларов США. Не забудем и антинаркотическую операцию «Канал» - только в 2019 году в ходе целого комплекса мероприятий было изъято около 30 тонн наркотиков, а также 546 единиц огнестрельного оружия и более 8 тысяч боеприпасов.

Совершенно очевидно, что в нынешнем своём состоянии ОДКБ уже, по сути, вышла за рамки некой региональной оборонной организации. Сегодня это серьезная военно-политическая многопрофильная структура, которая не только успешно решает самые различные задачи в зоне своей ответственности, но и активно сотрудничает с ООН, в частности, в реализации её антитеррористической стратегии. А генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш прямо говорит о том, что в настоящее время сдерживать международный терроризм мировому сообществу во многом удаётся благодаря именно ОДКБ.

Впрочем, Организация Договора о коллективной безопасности преуспевает не только на ниве антитеррора, но и на мировой политической арене. Так, именно благодаря объединённым усилиям стран ОДКБ в Организации объединённых наций поддержали российский проект резолюции по борьбе с героизацией нацизма. И президент России Владимир Путин в Бишкеке особо подчеркнул этот важный момент, поблагодарив при этом руководителей и дипломатов стран-участниц ОДКБ, которые, по его словам, «не только поддержали проект резолюции в ООН, но и стали ее соавторами».

- Особое внимание мы придаем тому, чтобы наши государства и далее выступали с единых позиций в вопросах распространения объективной информации о решающей роли народов Советского союза в разгроме фашизма, - в частности, сказал Владимир Путин.

Здесь же вполне уместно привести слова белорусского президента Александра Лукашенко, который общаясь с журналистами после прошедшего заседания, особо отметил, что «видит в ОДКБ потенциал для содействия стабилизации ситуации в мире».

- ОДКБ - одна из тех серьезных организаций, которая будет способствовать стабилизации ситуации в мире всякими методами. И информационными, и политическими, и дипломатическими, и военными, - заявил президент Белоруссии.

Представители СМИ поинтересовались мнением белорусского лидера, будет ли ОДКБ «как единый кулак, если, не дай бог, «рванет».

- У каждого своя зона ответственности, - пояснил Лукашенко, - Но если рванет там, где у нас сосредоточены все интересы, значит, мы будем противодействовать этим "взрывам" все вместе. Это однозначно.

Он отметил, что лейтмотивом на заседании в Бишкеке был тезис о том, что страны организации должны быть и сами ближе, и заявлять на международной арене, что будут вместе реагировать на те или иные вещи.

- Есть «взрывы» локального характера. Зона ответственности, допустим, на западном направлении, - это наша с Россией. В Центральной Азии - центральноазиатских государств при поддержке России», - пояснил Александр Лукашенко.

Другое важное наблюдение, касающееся этой серьёзной темы – единство позиций по основным вопросам региональной и мировой повестки. А именно: практически все руководители стран-участниц ОДКБ действительно видят в Организации эффективную силу, способную и противостоять внешним угрозам, и способствующую развитию – политическому, военному, экономическому, культурному – наших государств и народов. Не случайно и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обращаясь к коллегам, заявил: «Мы намерены развивать политическое сотрудничество в рамках ОДКБ, укреплять военно-силовой потенциал Организации и противодействовать современным вызовам и угрозам». А премьер-министр Армении Никол Пашинян в своем выступлении отметил, что «Армения и впредь намерена вносить свой вклад в дальнейшее повышение эффективности ОДКБ и укрепление международного сотрудничества».

Попутно заметим один важный момент – едва ли не с самого первого дня работы ОДКБ разного рода эксперты-кликуши предрекали, «прогнозировали» то фальшь-старт Организации, то невозможность эффективного функционирования, а то и вовсе её скорый развал. Слишком разными виделись и менталитет, и потенциал стран-участниц, слишком противоречивыми казались их национальные интересы. Доводилось находить в их «прогнозах» явную надежду на то, что «в ОДКБ не выработают общие концептуальные подходы к военному строительству», что «Россия никогда не возглавит интеграционные процессы на постсоветском пространстве, поскольку другие члены Организации видят свою задачу во всемерном расширении сотрудничества с ЕС, ОБСЕ и НАТО», и так далее.

Горе-эксперты не учли только двух важных положений. Во-первых, в Организации Договора о коллективной безопасности на самом деле давно сложились действительно равноправные, партнёрские и уважительные отношения, а во-вторых, наши страны и народы нашли в себе достаточно мудрости, чтобы в период опасности объединиться, пойти на компромиссы. Тем более, что речь сегодня идёт о реальной угрозе не только безопасности наших государств, но и, по большому счёту, суверенитету каждого из нас. Вот почему наши зарубежные «партнёры», сколько не предвкушали всякого рода разногласий, «трещин в отношениях» и прочих идеологических разломов – ничего этого не дождались. Напротив – весь мир вдруг увидел, что ОДКБ сегодня превратилась в один из важнейших гарантов безопасности и стабильности, по сути, во всём евразийском регионе, и имеет заслуженную репутацию структуры, способной играть стабилизирующую роль в Восточноевропейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах, а также на деле урегулировать в зоне своей ответственности любую внутреннюю и внешнюю проблемы.

Владимир Попов


Возврат к списку