«Переправа» вызывает «Майдан Жолы»!

09.12.2019


«Союзники.ОДКБ» не раз писали о работе поисковых отрядов и групп, сформированных в городах и весях стран-союзниц нашей Организации. Рассказывали о том, как неравнодушные люди в России, Киргизии, Казахстане, Таджикистане и так далее - не только приводят в порядок воинские захоронения и затем ухаживают за ними, но и возвращают имена павших Героев. А с недавних пор замечена очень интересная тенденция – открывая имена погибших, поисковики всё чаще обращаются за помощью к своим коллегам и собратьям из других стран, входящих в ОДКБ. Скажем, совсем недавно мы поделились с читателями историей о том, как воевали на Ленинградском фронте в составе 566-го штурмового авиационного полка командир штурмовика Ил-2 младший лейтенант Исмаилбек Таранчиев из киргизского села Беш-Кунгей и его борт-стрелок младший сержант Алексей Ткачёв из смоленской деревни Шуклино. Так вот, поисковики из Киргизии сегодня не только установили памятные знаки на родине и одного и другого Героев, но и пытаются отыскать родственников Алексея Ткачёва. Это означает одно – у наших стран нет границ в таком важном деле, как сохранение Памяти о великом Подвиге наших народов в Великой Отечественной войне. И это служение общей Памяти, сближает и скрепляет наши страны и народы прочнее любых договоров и деклараций. Совсем недавно нам стала известна ещё одна похожая история…

… На днях на сайте РИА «Новости» была размещена информация о том, что поисковики из Ленинградской области «ищут родственников бойца из Павлодара, погибшего во время Великой Отечественной войны, и чьи останки были найдены в конце ноября в районе Ладейного поля. Чьи это были останки, и кто их обнаружил? Всё началось с находки поисковиков отряда «Переправа», который действует в Ладейном поле, что в Ленинградской области с 2016 года. Отряд небольшой - в нём всего-то с десяток поисковиков. Это военные, полицейские, госслужащие… В свои экспедиции они отправляются, как правило, в выходные дни, в свободное от службы и работы время, а кто-то и в свой законный отпуск не к морю едет, а к свирским лесам и болотам. Здесь они обычно работают с мая по октябрь, но в нынешнем году поисковики продолжили Вахту Памяти и в ноябре. Работали в холод и снег – мерзли, простывали, но долбили замерзший верхний слой земли и потом копали еще не скованный морозом нижний слой почвы.

Одна из находок – армейская фляжка, с нацарапанными на ней инициалами «Г.И.». По ним, а также некоторым другим данным удалось установить имя погибшего солдата…

- В результате однодневной экспедиции на боевых позициях были подняты останки двух бойцов РККА, - рассказывает командир поискового отряда «Переправа» Дмитрий Рыполов, - Медальонов мы не нашли, хотя весь поднятый грунт перебирали вручную. Но в раскопе, помимо останков, были найдены две алюминиевые фляжки. На одной из них были инициалы владельца. Сверив их с базой «Мемориала», мы установили данные бойца…

Как выяснили поисковики, красноармейца звали Иван Дмитриевич Гаенко. Он родом из Павлодара, что в Казахстане… На войну призывался Павлодарским городским военным комиссариатом… Дата выбытия - 30.09.1941… Причина выбытия – убит...». Ещё в документах указана жена солдата - Гаенко, имя - Агр.. (букв больше нет), отчество - Сидоровна. Проживала также в городе Павлодар.

- Погибшие бойцы были захоронены сразу за окопами передовых позиций наших войск, а по документам числятся захороненными в братской могиле в деревне Тененичи Лодейнопольского района Ленинградской области, что в пяти километрах от места их обнаружения, - объяснил Рыполов.

Дмитрий говорит, что такое в ходе тех страшных боёв случалось частенько - хоронили погибших на передовой, а в документах значились другие адреса.

- Так бывало не раз, - поясняет Дмитрий Рыполов, - атаку отбили, убитых сразу отнесли за свои позиции и прикопали, не имея возможности вывезти их для захоронения в тыл. То есть захоронили на передовой, а пишут, что по месту дислокации части…

Что ещё удалось выяснить… Ну, например, что легендарная 314-я стрелковая дивизия начала формироваться в июле 1941 года в Петропавловске из жителей Северо-Казахстанской, Павлодарской и Кокчетавской (сейчас Акмолинская) областей. Среди них было много добровольцев разных национальностей. Именно под Ленинградом 314-я стрелковая дивизия, переброшенная на рубежи реки Свирь и района Заостровья – Лодейное Поле, Подпорожье - приняла боевое крещение, а позже участвовала в освобождении города от блокады.

По словам поисковиков, дивизия держала здесь фронт длиной до 100 километров, и против наших, по большому счёту, необстрелянных солдат-казахстанцев выступили матёрые финские части, прошедшие хорошую обкатку в советско-финскую кампанию. «От Свири до границы с Финляндией чуть больше 200 километров, - говорят поисковики, - В 1941 году финская армия, согласовав свои действия с немецкой, перешла в наступление на территорию Советского Союза. Эти 200 километров финны преодолели за полтора месяца, захватив много советских деревень и поселков, оккупировав Медвежьегорск, Олонец, Петрозаводск. В начале сентября финская армия в нескольких местах форсировала Свирь и начала наступление в сторону Тихвина, где должна была соединиться с немецкой, и замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. Но на южном берегу Свири война пошла совсем не по финским планам».

- … В 1941 году это болото было местом боя, - рассказывает Дмитрий Рыполов, - С одной стороны – позиции 44-го пехотного полка финских фашистов, с другой – позиции 314-й стрелковой дивизии из Казахстана. Уже были захвачены посёлки Подпорожье, Свирьстрой, а казахстанцы из последних сил держали здесь оборону. Несмотря на эти тяжелейшие условия, они еще и контратаковали – однажды 1076 стрелковый полк 314-й стрелковой дивизии на этом участке фронта пошел в наступление!

По словам бойцов отряда «Переправа», «в ходе работы с архивными материалами было установлено место атаки 1 батальона 1076 стрелкового полка этой дивизии в сентябре 1941 года у посёлка Свирь-3… С того сентября 1941 года сотни советских солдат числятся пропавшими без вести в районе этого болота. Уборку местности после боя делали финны, и они не оставили никаких опознавательных знаков, куда стащили и где закопали всех убитых. Прошло почти восемь десятилетий, прежде чем сюда пришли поисковики». Как выяснилось, в этом бою пропали без вести около 160 бойцов и командиров из числа личного состава батальона, и это не считая погибших. Те бойцы и командиры, которые пали в бою, остались лежать на территории, занятой противником. Тела погибших на болоте бойцов Красной Армии были обобраны и сброшены финскими солдатами в болотные воронки, образовавшиеся от разрывов мин и снарядов. За 78 лет эти воронки оплыли. Останки затянуло на самое дно на глубину до трех метров.

Воронки-могилы на этом болоте видны до сих пор, но их затянуло торфом, водой и мхом. Металлоискатель бесполезен, так как здесь все нашпиговано осколками, щуп тоже не годится – поскольку до дна более полутора метров, торф пронизан корнями и старыми ветками. Выход один – расчищать трясину вручную лопатами и ведрами. По пояс, а то и по грудь в грязи поисковики черпают ведром болотную жижу, которую затем отправляют в специальные корзины для детальной переборки, чтобы в грязи не упустить самое главное – солдатские медальоны. Впрочем, бумажные бланки медальонов в болоте редко сохраняются в целости, поэтому поисковики пытаются найти весточки из прошлого на снаряжении солдат – на обуви, сумках, ремнях - а вдруг на этих вещах обнаружится инициал, какая-либо надпись. Как, например, на армейской фляжке Ивана Гаенко… К счастью, им это нередко удается: так, на голенище одного из сапог была шилом выколота фамилия бойца. Находили также подписанные ложки, сумки для патронов с инициалами… Все вещи, на которых обнаружены фамилии, инициалы, какие-то метки, передаются на профессиональную экспертизу. Вообще, в ходе этих поисковых работ из воронок были подняты останки 55 бойцов 1 батальона 1076 стрелкового полка 314-й стрелковой дивизии. По словам, Дмитрия Рыполова, в архивных документах ОБД «Мемориал» имеется список бойцов этого батальона...

- По личным вещам - котелкам, ложкам, кожаным подсумкам и ремням, саперным лопаткам - на которых имелись инициалы, мы установили имена павших в смертельном бою ваших земляков, - обращаются поисковики «Переправы» к своим казахстанским коллегам, - Их до последнего дня своей жизни ждали отцы и матери, жены и дети. Со временем ждали не их, но хотя бы известий об их судьбе… Помогите найти нам родственников ваших земляков, чтобы их внуки и правнуки узнали, что их предки геройски пали в боях за Свирь, за Ладейное поле, за Ленинград, за Родину.

Присоединяются к этой просьбе и «Союзники.ОДКБ». Нам известно, что на малой родине Героев, в Павлодаре – действует исследовательский отряд «Майдан Жолы». Отряд был создан на Казахстанском электролизном заводе в 2009 году, и свою первую «Вахту Памяти» провел на знаменитых Синявинских высотах Ленинградской области, в местах, где происходили ожесточенные бои за освобождение города Ленинграда. Тогда в составе павлодарского отряда отправились работники завода, музея и студенты ПГУ им. С. Торайгырова. Уже на следующий год, в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне была организована масштабная юбилейная акция «Батырлар жолымен» – «Дорогой славы», в рамках которой на Синявинских высотах поисковики установили памятник четырем тысячам воинам-павлодарцам, погибшим в составе 314-й стрелковой дивизии. В рамках акции в Псковской области были отреставрированы бронзовые памятники казахским героиням Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой, установленные ещё в 1978-1979 годах.

Что касается нашей истории, то поисковики из Ладейного поля очень надеются на помощь своих казахстанских единомышленников. Обращаясь к ним, командир «Переправы» Дмитрий Рыполов сказал, что «останки красноармейца Ивана Гаенко и второго неизвестного солдата будут торжественно захоронены в 2020 году на мемориальном воинском кладбище в поселке Свирьстрой Лодейнопольского района Ленинградской области».

- Если найдутся родственники Ивана Дмитриевича Гаенко, то с ними будет согласован день похорон и им будет передана его солдатская фляжка, - добавил он.

Мы же со своей стороны оставляем для всех неравнодушных людей в Павлодаре и в Казахстане координаты отряда «Переправа»: командир - Дмитрий Рыполов. Его мобильный телефон: +7 931 227 02 23. Электронная почта: pereprava.sv@yandex.ru. А если кто-то захочет связаться с павлодарским исследовательским отрядом «Майдан Жолы», то мобильный телефон командира отряда Александра Шитова +7 777 461 73 78, а электронная почта: alex.shitov@mail.ru. И мы очень надеемся, что родственники Ивана Гаенко и других Героев из Казахстана, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины обязательно найдутся.

Владимир Попов



Возврат к списку