К 75-летию Великой Победы: Село полководцев

15.01.2020


История Великой Отечественной войны богата яркими примерами подвигов, самоотверженности, жертвенности советских людей. И наш сайт «Союзники.ОДКБ» в специальной рубрике, посвящённой 75-летию Великой Победы, не раз знакомил читателей с такими подвигами, совершёнными солдатами и офицерами Красной Армии – славными сынами практически всех стран, входящих в ОДКБ. Но герой сегодняшней публикации – не лётчик, не танкист, не экипаж, не команда, а, представьте себе – … армянское село Чардахлы. Правда, это не обычное село. Оно по-своему уникальное. А какое ещё подыскать определение, если отсюда были призваны и ушли воевать 1250 односельчан, и двое из них - Амазасп Бабаджанян и Иван Баграмян - стали маршалами СССР, двенадцать - генералами и пятьдесят семь – полковниками? А семеро были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Доводилось читать, что учёные до сих пор спорят: мол, как так вышло, что обычное горное селение, где и двух тысяч жителей не насчитывалось сумело выпестовать столько Героев, которые не только отважно сражались, но и достигли таких высот и признания в ратном ремесле, военной карьере. Шутка ли - каждый пятый чардахлынец на войне занимал высокую командирскую должность, у всех воевавших многочисленные награды – ордена и медали!

Повторимся: назвать Чардахлы обычным селом язык не поворачивается. Руководитель нынешней сельской общины и краевед Юрий Миносян рассказывал журналистам, что здесь издавна в почёте был культ силы и отваги.

- Во дворе церкви каждые выходные проходили состязания по борьбе, - записывали за Миносяном репортёры, - Мужчины устраивали в горном ручье запруды и купались круглый год. Каждый хозяин считал своим долгов держать в хлеву норовистого быка, который мог бы на горной тропе потеснить соседского рогатого задиру. И еще: почти в каждом доме были могучие пастушьи собаки — знаменитые красные волкодавы. Такая собака, размером с двух овец, могла в одиночку завалить медведя. А кому могли подчиняться, чью волю могли признать такие барбосы? Только человека с железной волей, решительного, отважного. Что касается Амазаспа Бабаджаняна, то волкодавы за главного его признавали … Обидчиков не прощал, за справедливость стоял горой. Старейший учитель Чардахлы Арустам Карапетян уже в позднее время рассказывал что будущего маршала и Героя Советского Союза побаивались даже жители окрестных сёл. Потому что Амазасп, если чуял во встречном какой-то подвох, то «вначале бил, а потом здоровался». За то и называли селяне будущего маршала Бабаджаняна «кяллагезом», что в переводе означает «отчаянный до сумасшествия».

Амазасп Бабаджанян после окончания пяти классов средней школы работал в отцовском хозяйстве и батрачил. В 1924 году вступил в комсомол, стал первым секретарем сельской комсомольской ячейки. А потом была армия…

… В Закавказской военно-пехотной школе Амазаспа за невысокий рост начали было звать «Чуто» - «Малыш». Но после того, как курсант Бабаджанян, имея за плечами всего-то пять классов образования, за один семестр он стал круглым отличником и лучшим стрелком – добродушное прозвище отпало само собой. Просто в первые месяцы учебы он ни разу не ходил в увольнение – занимался, читал, тренировался. Пока не стал лучшим в своём подразделении. Позже земляки говорили, что его предки гордились бы своим потомком. Как-никак его дядя был штабс-капитаном царской армии, Георгиевским кавалером, брат деда стал генерал-майором. Но даже в самых добрых и благодушных прогнозах никто в Чардахдлах не мог представить, что Амазасп станет маршалом. А он стал…

После окончания школы Бабаджанян послужил в Закавказье, где гонялся за местными бандформированиями, и даже был ранен в бою; а также в Ленинградском военном округе, где принял участие в советско-финской войне. Здесь он был ранен ещё раз…

После выздоровления Амазасп Хачатурович Бабаджанян в декабре 1940 года был назначен на должность заместителя командира 493-го стрелкового полка, в январе 1941 года — на должность заместителя командира 751-го стрелкового полка, что в Северо-Кавказском военном округе, а в апреле того же года — на должность помощника начальника 1-го отделения оперативного отдела штаба 19-й армии.

Великую Отечественную войну Бабаджанян встретил, будучи командиром 395-го стрелкового полка 127-й стрелковой дивизии. Принимал участие в Смоленском сражении, Ельнинской наступательной операции. После участвовал в оборонительных и наступательных боях в ходе Орловско-Брянской оборонительной операции, а затем вел оборонительные боевые действия под Курском и Тимом.

В начале июня 1942 года Бабаджанян был направлен на учёбу на ускоренный курс при Военной академии имени М. В. Фрунзе, после окончания которого в конце августа того же года был назначен на должность командира 3-й механизированной бригады, воевавшей на Западном и Калининском фронтах. В ноябре-декабре 1942 года участвовал в операции «Марс». После пополнения в резерве в мае с бригадой прибыл на Воронежский фронт и принял участие в Курской битве. Кстати, именно здесь, на Курской дуге немцы назвали его «Черной Пантерой» - за дерзость и быстроту маневрирования в танковых атаках.

… В октябре 1943 года 3-я механизированная бригада была преобразована в 20-ю гвардейскую, после чего участвовала в Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой и Львовско-Сандомирской наступательных операциях. Здесь он уже наиболее полно показал своё командирское мастерство, стратегическое искусство. Не случайно позже маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский в своих мемуарах «Дело всей жизни» напишет: «Войска 1-го Украинского фронта возобновили наступление…. Уже 24 марта 20-я гвардейская механизированная бригада полковника А. Х. Бабаджаняна вышла у Залещиков к Днестру, за что её командиру было присвоено звание Героя Советского Союза».

Затем была Висло-Одерская наступательная операция, в которой Бабаджанян командовал 11-м гвардейским танковым корпусом. За взятие Берлина корпусу было присвоено почётное наименование «Берлинский», а «за отличное руководство и проведение наступательных боев корпуса по прорыву обороны противника и разгрому узлов сопротивления и проявленные при этом мужество и самоотверженность» Амазасп Хачатурович Бабаджанян был награждён орденами Суворова 1-й и 2-й степеней. А еще за время войны соединения под командованием Бабаджаняна 15 раз упоминались в приказах Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталина.

После окончания войны Бабаджанян продолжил командовать корпусом, который в июле 1945 года был преобразован в 11-ю гвардейскую танковую дивизию. Затем Бабаджанян окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова, служил на штабных и командных должностях крупных войсковых объединений. В январе 1958 года был назначен на должность 1-го заместителя командующего войсками и члена Военного совета Прикарпатского военного округа, в июне 1959 года — на должность командующего войсками Одесского военного округа, в сентябре 1967 года — на должность начальника Военной академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского, а в мае 1969 года — на должность начальника танковых войск Советской Армии и члена Военного Совета Сухопутных войск.

… Так же рано связал свою жизнь с военной службой и Иван Баграмян. Начальное образование он получил в армянской церковно-приходской школе в Елизаветполе. Затем, в 1907—1912 годах, учился в железнодорожном училище в Тифлисе, а в 1912-1915 годах в техническом училище, окончив которое он стал техником-практиком. Но долго трудиться не довелось. Проработав всего несколько месяцев на железной дороге, Иван Баграмян в 1915 вступил добровольцем в армию. Службу начал в запасном пехотном батальоне, затем продолжил её во 2-м пограничном пехотном полку и до января 1917 служил в Кавказском запасном кавалерийском полку. Как человек храбрый и образованный, Баграмян был направлен в школу прапорщиков, которую окончил в 1917 году.

После революции добровольно вступил в Армянскую Красную армию в качестве командира эскадрона 1-го Армянского полка. Участвовал в ликвидации вооружённых отрядов дашнаков и установлении Советской власти на севере Армении, а затем в Грузии. Командовал эскадроном, разведкой полка, собственно полком… После Гражданской войны, помимо прочего, командир Ленинаканского кавалерийского полка Иван Баграмян был направлен в Ленинград на учёбу в Высшую кавалерийскую школу. Кстати, вместе с ним её слушателями стали такие известные в последующем военачальники, как Георгий Жуков, Андрей Еременко, Константин Рокоссовский…

… Великую Отечественную полковник Иван Баграмян встретил в должности начальника оперативного управления - заместителя начальника штаба Юго-Западного фронта. В ходе Львовско-Черновицкой стратегической оборонительной операции участвовал в организации первых крупных контрударов мехкорпусов в районе Дубно, Ровно и Луцка.

… В трудные дни битвы за Москву по разработанному Иваном Баграмяном плану и при его активном участии в управлении войсками было проведено контрнаступление советских войск в районе Ростова-на-Дону. В ходе этой операции противник был выбит из города. Не менее успешно был реализован и его план разгрома 2-й немецкой армии, прорвавшейся в район Ельца. В результате Елецкой наступательной операции в декабре 1941 года войска правого крыла Юго-Западного фронта продвинулись на 80-100 км, ликвидировав Елецкий выступ, и способствовали успеху других фронтов, участвовавших в контрнаступлении под Москвой.

27 декабря 1941 года за отличную работу на штабной должности в удачно действовавших группах Баграмяну было присвоено воинское звание генерал-лейтенант, и 28 декабря он был назначен начальником штаба Юго-Западного направления. В новой должности он участвовал в планировании Барвенково-Лозовской операции, в результате которой во второй половине января 1942 войска Юго-Западного и Южного фронтов прорвали оборону противника на фронте протяжённостью 100 км и продвинулись на 90—100 км на запад и юго-запад, поставив под угрозу коммуникации донбасской группировки противника и сковав на этом направлении значительные его силы.

Но не всегда всё складывалось, как планировалось. Были взлёты, но были и провалы. Баграмяну крепко попало от Сталина за неудачу Харьковской наступательной операции. Реабилитироваться довелось в Орловской стратегической операции, получившей в последующем кодовое наименование «Кутузов». Заметим, что в ходе обсуждения операции в Ставке Верховного главнокомандования в конце апреля 1943 года Баграмян предложил в самом начале нанести удар смежных армий фронтов по сходящимся направлениям окружить и уничтожить Болховскую группировку – это должно было поставить под угрозу пути отхода всей Орловской группировки противника; а затем перенацелить армии на предусмотренные общим замыслом направления. Командующие фронтов выступили с возражениями, но Сталин поддержал предложения Баграмяна. 12 июля 1943 года, после того, как ударные группировки вермахта, предпринявшие в ходе операции «Цитадель» наступление с Орловского плацдарма, были измотаны в оборонительном сражении, войска Брянского фронта, включая 11-ю гвардейскую армию, начали Орловскую операцию. Фланговый удар армии Баграмяна оказался неожиданным для противника. За два первых дня операции её войска вклинились в немецкую оборону более чем на 25 км и устремились на юг. Чтобы остановить наступающих, немецкое командование приступило к переброске своих войск с оборонительных участков восточнее и южнее Орла. В результате, темп наступления Брянского фронта возрос, а войска Центрального фронта также успешно начали продвижение на орловском направлении. 29 июля советские войска заняли Болхов, а 5 августа был полностью очищен от противника Орёл.

… А завершил войну Иван Христофорович Баграмян взятием Кёнигсберга. К этому времени он уже командовал Земландской оперативной группой войск в составе 3-го Белорусского фронта. Именно Земландской группе войск предстояло взять прусскую цитадель, которую Гитлер назвал «абсолютно неприступным бастионом немецкого духа». То, что этот дух к апрелю 1945 года оказался изрядно подпорчен, выяснилось очень скоро. Чтобы обеспечить прорыв мощной многополосной обороны, опиравшейся на фундаментально сооружённые городские форты, было организовано её подавление массированными артиллерийскими и бомбоштурмовыми ударами. Были привлечены артиллерийские системы максимального на тот период калибра 280 мм. На взятие фортов и других сооружений шли хорошо подготовленные сильные штурмовые группы. Всего через три (!) дня после начала штурма, 9 апреля комендант Кенигсбергского гарнизона, поняв, что дальнейшее сопротивление бесполезно, подписал акт о безоговорочной капитуляции.

26 апреля 1945 года Иван Баграмян заменил убывающего для подготовки театра военных действий на Дальнем Востоке маршала Василевского на посту командующего 3-м Белорусским фронтом. Под его руководством войска фронта завершили операцию по уничтожению Земландской группировки противника. А 24 июня 1945 года Баграмян возглавил сводный полк 1-го Прибалтийского фронта на Параде Победы на Красной площади в Москве.

И ещё один примечательный факт из биографии советского маршала из Чардахлы… Академик Абрам Алиханов в своих воспоминаниях писал, что в ноябре 1948 года на даче Баграмяна в рамках так называемого "трофейного дела" прошёл обыск. «Искали трофеи, - поясняет академик Алиханов, - Многие военачальники на этом деле крепко погорели… А позже на высшем военном совете Сталин иронизировал: мол, один только товарищ Баграмян оказался чист на руку»…

… 11 марта 1955 года Ивану Баграмяну было присвоено звание Маршала Советского Союза. В том же году он получил назначение на должность заместителя Министра обороны СССР. В 1956 году – он начальник Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова, которую чуть позже переименовали в Военную академию Генерального штаба. 2 июня 1958 года новое назначение - он становится заместителем Министра обороны СССР - начальником Тыла Вооружённых Сил страны…

… И Баграмян, и Бабаджанян частенько наведывались в родное село. Помногу и охотно общались с земляками, помогали им чем могли. При их содействии в честь погибших односельчан в Чардахлы был установлен мемориал Матери-хранительницы. Позже сами чардахлинцы возвели в селе музей Боевой и трудовой славы, в котором хранились личные вещи и различные документы, материалы прославленных военачальников села. О двух маршалах из Чардахлы даже сняли документальный фильм «Село отважных». Хотели назвать его «Маршалы из села Чардахлы», но Баграмян воспротивился, поскольку по его глубокому убеждению, главные герои здесь – это жители. И название ленты поменяли.

… В смутные горбачёвские времена с началом армяно-азербайджанского конфликта жители Чардахлы вынуждены были уйти из родового села – более 300 семей навсегда оставили родные очаги. С 1991 года село носит азербайджанское название Чанлибель, что означает «Колибри». По сути, чардахлинцы стали первыми беженцами Карабахской войны. В 2004 году в Чардахлы приезжали в командировку московские журналисты. Они рассказывали, что на армянском кладбище были перевёрнуты все могильные кресты и плиты. Со стен музея двух маршалов содрали всю облицовку, а сам музей разорили. Одно время новые жители села устроили там чайхану, но, видимо, чаёвничать, образно говоря, на попранной памяти не очень-то сладко – и здание вскоре опустело совсем.

Сейчас жители Чардахлы, перебравшись на территорию Армении, основали новое поселение на севере страны, которое назвали Зоракан, что в переводе с армянского означает Полководческое. Как знать, может быть, там уже тоже растут будущие маршалы…

Владимир Попов


Возврат к списку