Сергей Лавров: «Выступаем за активное взаимодействие Узбекистана и ОДКБ».

17.01.2020


Вчера и.о. министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров завершил официальный визит в Узбекистан. В ходе пребывания в Ташкенте Сергей Лавров был принят Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым. Также прошли его обстоятельные переговоры с Министром иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазизом Камиловым.

В ходе диалога особое внимание было уделено подготовке государственного визита Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Москву в 2020 году и проводимой сторонами работе над будущими договоренностями по его итогам. Кроме того, стороны предметно обсудили актуальные вопросы двусторонних отношений и перспективы укрепления российско-узбекистанских связей. Состоялся доверительный обмен мнениями по наиболее значимым темам международной и региональной повесток дня. С близких позиций рассмотрены задачи в рамках СНГ, ШОС, ООН и ОБСЕ, а также перспективы интеграционного взаимодействия на евразийском пространстве.

Вот такая официальная информация… И, конечно, в её сухих строках совсем непросто разглядеть настроение, атмосферу визита, суть проходивших переговоров. Но отчасти это можно сделать, ознакомившись с деталями уже неформальной встречи и.о. министра иностранных дел РФ со студентами и профессорско-преподавательским составом филиала МГИМО в Узбекистане, которая прошла по завершению визита.

Для начала заметим, что интерес к русскому языку и образованию в республике весьма высок, более того – этот интерес постоянно растёт и активно поддерживается лично президентом Шавкатом Мирзиёевым. Вообще, в Узбекистане работает восемь филиалов российских вузов. И, по словам Сергея Лаврова, «это не предел». Он даже процитировал главу республики, который сказал, что «в планах официального Ташкента открыть еще несколько филиалов российских вузов».

- Мы будем самым активным образом сотрудничать в этих начинаниях, - прокомментировал слова президента Узбекистана Сергей Лавров.

Позже Сергей Лавров также добавит, что «более 29 тысяч студентов из Узбекистана обучаются в России, из них более 6 тысяч – за счет средств федерального бюджета». И ещё один интересный факт, который послужит, своего род дополнением к словам и.о. главы российского МИДа: по данным местного портала «ferra.ru», «79,6% узбекских интернет-изданий используют в своей работе исключительно русский язык». Больше только в родной нам Белоруссии…

Можно ли предположить, что такое доброе начало диалога стало как бы продолжением прошедших переговоров? Вполне. Потому что отношения России и Узбекистана сегодня действительно выходят на новый уровень, становятся более доверительными, открытыми и, разумеется, взаимовыгодными. Диалог получился очень живой, насыщенный. Диапазон тем – от главенства национального законодательства до искусственного интеллекта. Но главными стали всё же вопросы безопасности, региональной стабильности, экономического взаимодействия. Более того, сегодня для многих и в странах-участницах ОДКБ, и в самом Узбекистане становится всё более очевидным, что мы, как говорится, обречены на сотрудничество. И Сергей Лавров объяснил, почему это происходит. Прежде всего, по мнению Лаврова, мир, благодаря «безрассудным действиям наших американских коллег и их ближайших союзников» стал слишком непредсказуемым и шатким. Более того, это их безрассудство привело к катастрофическим последствиям, в частности, в Ближневосточном регионе. Буквально разрушены Ирак, Ливия, едва не пополнила этот список Сирия.

Кроме этого, любого нормального человека не могут не насторожить всё более очевидное стремление США «навязать всему миру свои решения мировых проблем, не стесняясь активно использовать протекционизм, односторонние нелегитимные экономические санкции, откровенно злоупотребляя статусом доллара». Совершенно очевидно, что американцы в своей внешней политике «угрозами, ультиматумами и прочим давлением пытаются протащить свои интересы в ущерб интересам других». И такая «политика» США вызывает всё большее отторжение во всём мире. А что противопоставляет американскому диктату Россия?

- Мне кажется, что всё-таки будущее не за этими методами торговых и прочих войн, включая непосредственно «горячие войны», а за методами выстраивания сотрудничества при отказе от диктата и угроз, от игр с «нулевой суммой», - сказал Сергей Лавров, - Необходимо воспитывать ценности диалога, консенсуса и взаимного уважения. Только так можно двигаться по пути поиска действительно устойчивых, а не сиюминутных, рассчитанных на некие внутриполитические события и электоральные циклы, решений глобальных проблем.

Но если так, то наиболее приемлемый вариант здесь для Узбекистана – это установление более тесных и открытых связей с Россией и соседями по Среднеазиатскому региону. А это – ни что иное, как ОДКБ. Именно наша Организация проводит политику, которая "ориентируется на прагматизм, на поиск реалистичных решений, а не на выдвижение громогласных инициатив, рассчитанных на немедленный пропагандисткий эффект, но не несущих в себе определенных шагов по конкретному решению той или иной ситуации". Да, собственно, и Узбекистан сам всё это, надо полагать, прекрасно видит.

Что касается России, то, в отличие от США, мы не добиваемся здесь подчинения со стороны соседей и партнёров.

- Мы, как и любая другая нормальная страна, хотим иметь дружественное внешнее окружение, добрососедство, конструктивное взаимодействие со всеми без исключения зарубежными партнерами во всех форматах и на всех географических направлениях при понимании, что со стороны наших коллег есть встречное желание, - обозначил принципиальную позицию в этом вопросе и.о. министра иностранных дел РФ, - Поэтому нас весьма удовлетворяет, что Россию и страны Центральной Азии связывают отношения союзничества, стратегического партнерства, базирующиеся на принципах международного права, уважения и учета интересов друг друга, поиска баланса интересов при рассмотрении любых вопросов.

И эти слова Сергея Лаврова подтверждают факты. Так, у нас устойчиво растет товарооборот, который уже достиг пяти миллиардов долларов. У нас масштабные совместные проекты – от энергетики, включая ядерную, до машиностроения. Общий объем российских инвестиций в экономику Узбекистана сейчас превышает 9 млрд долларов, работает более 1700 предприятий с участием российского капитала. Разве это плохо? Кроме того, было особо отмечено, что «за последние несколько лет, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации Владимира Путина и Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, двусторонние связи развиваются очень динамично, бурно и результативно». Особенно это видно, если учитывать, что с недавнего времени официальный Ташкент всё же обозначил вектор своего движения в сторону углубленного сотрудничества с ЕАЭС.

- Узбекистан присматривается к тому, как можно взаимодействовать с этим объединением, тем более уже полтора года как в ЕАЭС создан институт наблюдателя, - подчеркнул Лавров, - В целом 182 миллиона человек, единый рынок капиталов, товаров, услуг, рабочей силы – это достаточно солидное объединение, чей коллективный ВВП составляет порядка 2 трлн 200 млрд долларов. .

От себя заметим, что для Узбекистана это крайне серьёзные вопросы. Хотя бы потому, население республики быстро растет, средний возраст в стране – 27 лет. Ежегодно на рынке труда появляется огромное количество молодых людей, которым нужна работа. Так что всемерное развитие экономики, создание новых и новых рабочих мест в стране – более, чем насущная задача.

Но дело здесь не только в чисто экономических показателях. Похоже, в Узбекистане начинают понимать очевидное: реальные перспективы динамичного развития страны всё же уместнее связывать с Россией, с соседями по региону, со структурами, объединяющими истинных друзей и партнёров. Не случайно, видимо, отвечая на вопрос об основах стратегического партнёрства России и Узбекистана, Сергей Лавров особо подчеркнул, что «мы не только стратегические партнеры, мы еще и союзники». И действительно: ведь ещё в 2005 году был подписан Договор о союзнических отношениях, он до сих пор действует и составляет одну из опор нашего взаимодействия. По словам Лаврова, «у нас очень тесные связи между всеми ведомствами, включая ведомства экономического блока, министерства обороны, Совет Безопасности, правоохранительные структуры, специальные службы».

- Мы решаем многие задачи по обеспечению безопасности и Узбекистана, и в целом Центральной Азии, где угрозы терроризма, наркотрафика достаточно серьезные, - заявил и.о. главы российского МИДа, - У нас масштабные договоренности по сотрудничеству в сфере модернизации и переоснащения вооруженных сил Республики Узбекистан современным российским вооружением. Очень хорошо развивается военно-техническое сотрудничество.

Кроме того, Сергей Лавров с удовлетворением отметил, что многим странам постсоветского пространств, всё же удалось сохранить достаточно дружеские связи и отношения, позволяющие «обсуждать любые возникающие вопросы». Это и объединительный потенциал СНГ, и большая совместная работа в рамках ШОС. Но не только…

- Мы выступаем за активное взаимодействие между Узбекистаном и такими структурами, как ЕАЭС и ОДКБ, - заявил Сергей Лавров, - Мы об этом говорили с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и с моим коллегой Министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым.

Так что, согласитесь: всё перечисленное высоким московским гостем – не что иное, как крепкая платформа для участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности. Это тем более важно и актуально, что Узбекистан и страны-участницы ОДКБ вынуждены противостоять и одной общей угрозе, исходящей из Афганистана. И опять же… Мы не стремимся подчинить соседнюю Исламскую республику, не собираемся вводить туда войска, как это сделали те же американцы. И Ташкент, и ОДКБ хотят одного – способствовать национальному примирению в Афганистане, обеспечить условия, которые, по словам Лаврова, «позволят здесь всем этноконфессиональным, политическим, социальным группам чувствовать себя комфортно».

- Решить это может только сам афганский народ, - подчеркнул Сергей Лавров, - Все инициативы, которые выдвигают и Ташкент, и Москва в формате тех же ташкентских конференций нацелены на то, чтобы создать условия для самих афганцев договориться между собой без навязывания каких-то рецептов извне.

Но вместе с тем, нам приходится учитывать, что до желаемого согласия в Афганистане пока что далеко, а вот угроза террористического вторжения силами окопавшихся там игиловцев – вполне реальна. А дать отпор террористическим бандам в случае их попытки прорыва способны только объединённые силы ОДКБ. Это очевидно для нас. Эта становится всё более очевидным и для Узбекистана.

Владимир Попов


Возврат к списку