Избежать несогласованных и скоропалительных решений

17.02.2020


Сегодня в Москву прибывает турецкая делегация, цель которой - проведение переговоров по урегулированию ситуации в сирийской провинции Идлиб. Заявление на этот счёт ещё в минувшую субботу, 15 февраля, на полях Мюнхенской конференции по безопасности сделал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. Он так и сказал: «В понедельник наша делегация отправится в Москву. Мы продолжаем работать вместе с Россией, мы стремимся обеспечить постоянное перемирие». Правда, при этом он заявил, что «если никакого результата переговоры не дадут, то Турция готова перейти к решительным действиям в сирийском Идлибе".

Напомним, что ранее в Идлибе резко обострилась ситуация после того, как российские и турецкие военные предприняли очередную попытку ввести режим тишины, однако террористы лишь усилили свои атаки. В результате погибли военные из РФ и Турции. Сирийская армия предприняла ответные действия против экстремистов, взяв 5 февраля город Саракиб.

О том, насколько серьёзный оборот принимает идлибская ситуация, говорит не только сегодняшний визит дипломатической делегации. О градусе напряжённости свидетельствуют и телефонные переговоры между начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генералом армии Валерием Герасимовым и его турецким коллегой генералом Яшаром Гюлером, которые состоялись в минувший четверг. Как сообщили «Союзникам.ОДКБ» в Департаменте информации и массовых коммуникаций МО РФ, «в ходе беседы были обсуждены актуальные вопросы двусторонней повестки дня военных ведомств России и Турции, касающиеся обстановки в Сирийской Арабской Республике, в частности в Идлибской зоне деэскалации».

Также по нашей просьбе в Минобороны России прокомментировали заявления турецкой стороны о якобы «нападениях российских военных» на мирных жителей в Идлибской зоне деэскалации. Разумеется, такого рода заявления не соответствуют действительности. Прежде всего, деятельность российских военнослужащих и, прежде всего, российского Центра примирения враждующих сторон в Идлибской зоне деэскалации, осуществляется исключительно на основе сочинских соглашений.

- А самое главное, - заявили «Союзникам.ОДКБ» в Департаменте информации и массовых коммуникаций минобороны РФ, - реальной причиной кризиса в Идлибской зоне деэскалации является, к сожалению, невыполнение нашими турецкими коллегами своих обязательств по разделению боевиков умеренной оппозиции от заполнивших эти районы террористов «Джабхат ан-Нусры» и «Хурас ад-Динк».

Было также отмечено, что «поводом наблюдаемого резкого обострения обстановки стали многократно зафиксированные российскими и турецкими военнослужащими на наблюдательных постах в зоне деэскалации, скоординированные атаки террористов на соседние мирные районы Сирии, приведшие к ответным действиям сирийских правительственных войск».

Именно в результате провокаций в Идлибской зоне деэскалации террористических группировок, прикрывающихся от ответного огня сирийских правительственных войск «живым щитом», сегодня страдает мирное население. Ситуацию значительно усугубляет завоз в зону деэскалации через турецко-сирийскую границу оружия и боеприпасов, а также входящие на территорию сирийской провинции Идлиб колонны турецкой бронетехники и войск.

Так что, сообщения о якобы массовых потоках беженцев из Идлибской зоны деэскалации не имеют под собой фактической основы. Значительная часть жителей провинции Идлиб безопасно покидает опасные участки и переходит в подконтрольные сирийскому правительству районы. В настоящее время от контроля террористов освобождена важнейшая транспортная артерия Сирии – дорога М5, связывающая находившуюся в блокаде северную столицу Алеппо с южными городами Сирии Хамой, Хомсом и Дамаском. Благодаря этому восстановление мирной жизни в Сирии значительно ускорит свой темп.

В комментарии Департамента также говорится о том, что «главной задачей России и Турции в Сирийской Арабской Республике было и остается искоренение обосновавшихся на ее территории международных террористических группировок для возвращения сирийцам мирной жизни». Отмечается и то, что имеется определённая убеждённость в том, что, «не поддаваясь на провокации террористов и избегая несогласованных скоропалительных решений, данная миссия России и Турецкой Республики будет успешно реализована».

Важно отметить и то, что обострение ситуации в сирийском Идлибе породило целый поток и непроверенной информации, касающейся как совместных действий России и Турции в зоне деэскалации, так и действий других участников конфликта и «соседей» Сирии. То вдруг международные СМИ начали обсуждать «вероятные планы турецкого командования ударить из переброшенных в Сирию реактивных систем залпового огня Т-122 Sakarya по авиабазе «Хмеймим», то вдруг со ссылкой на «неназванный источник в минобороны Сирии» появилась информация «об усилении российской авиагруппы в «Хмеймиме» дальними бомбардировщиками Ту-22».

А ещё целую серию публикаций ближневосточные СМИ посвятили сообщениям о «перехвате российскими многоцелевыми истребителями Су-35 израильских F-16 в небе над Дамаском в ходе недавнего авианалёта". В частности, доводилось читать, что "при отражении очередного рейда ВВС Израиля в виде пуска ракет из ливанского воздушного пространства по международному аэропорту Дамаска с сирийской стороны были задействованы поставленные Москвой зенитные ракетные комплексы С-300. Израильтяне атаковали военные объекты, расположенные в пригороде сирийской столицы, крылатыми ракетами класса «воздух — земля» Delilah. Одновременно как минимум два израильских F-16 пытались «обмануть» сирийские С-300, проникнув в воздушное пространство САР из Иордании. Утверждается, что им на перехват с базы «Хмеймим» были подняты российские Су-35, заставившие израильтян ретироваться».

Обсуждается и сообщение о том, что 14 февраля, через южную провинцию Хатай на северо-запад Сирии были переброшены дополнительная военная техника и подразделения турецкого армейского спецназа. Очередная колонна с бойцами спецназа из различных войсковых частей Турции проследовала в ночь на пятницу в Идлиб. В зоне деэскалации уже находится около 200 бронемашин и 80 орудий полевой артиллерии, туда активно перебрасываются подразделения турецких вооруженных сил».

И таких данных немало… И такие данные копятся, растут, как снежный ком. Нетрудно сделать соответствующий вывод: военно-политическое руководство Турции, судя по всему, намерено не только ослабить наступление сирийских правительственных войск в провинции Идлиб, но и заставить сирийские части отойти назад. Всё это очень напоминает вполне отрежессированную поддержку и помощь со стороны турецкой армии боевикам-исламистам. Это выражается так же и в передаче террористам различных группировок бронетехники, стрелкового вооружения и даже переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Во всяком случае, только в течение последних пяти дней сбито уже два вертолета сирийской армии.

И последнее… Кто-то скажет, мол, сирийские события вообще, и идлибские в частности вряд затрагивают, что называется, напрямую интересы Организации Договора о коллективной безопасности. Так стоит ли огород городить? А, наверное, всё-таки стоит… Взять, к примеру, наши среднеазиатские республики, входящие в ОДКБ – Киргизию, Таджикистан, Казахстан… Здесь понимают, что оттого, насколько успешными будут действия России по урегулированию «противоречий» с Турцией – настолько же менее активными станут действия международных террористов. А, значит, эта активность в гораздо меньшей степени отразится на стабильности и безопасности, собственно, Среднеазиатского региона.

Внимательно наблюдает за взлётами и падениями турецких амбиций на сирийской арене и в Ереване - здесь беспокоятся, насколько турецкая решительность в разрешении спорных вопросов передастся соседнему с Арменией Азербайджану. Как известно, Турцию и Азербайджан связывают давние союзнические отношения как в дипломатических, так и в военных сферах. А в последнее время многие эксперты говорят не только о всё больше крепнущей связи двух этих стран, но и о том, что «сирийский Идлиб в эти дни генерирует эскалацию, в которую оказались вовлечены Анкара и Москва». Для тех, кто не отслеживает закавказские политические водовороты, стоит напомнить, что ещё в 1990-х годах между Анкарой и Баку было достигнуто твёрдое соглашение о том, что при активизации ситуации в Нагорном Карабахе, турецкий союзник должен быть немедленно проинформирован о всех деталях происходящего. Более того – теперь это соглашение расширилось «вплоть до выработки совместных планов на случай принятия Азербайджаном решения о восстановлении своей территориальной целостности в Карабахе». Так что, в случае с Турцией в идлибской ситуации, как говорится, очень многое поставлено на карту.

Остаётся надеяться, что намеченный на сегодня московский визит турецкой делегации во главе с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу не окажется на поверку всего лишь видимостью дипломатических усилий, цель которых - выиграть время для того, чтобы еще больше укрепить террористов, симпатичных официальной Анкаре.

Владимир Попов


Возврат к списку