Станислав Зась: «Необходимо формировать пояс добрососедства вокруг ОДКБ...»

10.03.2020


С недавних пор в профессиональной среде и в блогосфере всё чаще заходит разговор об изменении формата ОДКБ. Причём, если речь о приёме новых членов пока не идёт, то возможность расширения Организации за счёт партнёров и наблюдателей, в общем-то, обсуждается. Здесь многим экспертам привлекательным видится, например, то немаловажное обстоятельство, что, так называемый, специальный правовой статус, не предполагающий прямого членства в ОДКБ, позволяет в итоге обмениваться информацией, активизировать контакты, а также участвовать в совместных учениях или даже в специальных операциях.

Буквально на днях существенный импульс диалогу о такого рода расширении Организации придал официальный визит Генерального Секретаря ОДКБ Станислава Зася в Минск. Там, комментируя журналистам итоги важных и значимых встреч с Президентом Александром Лукашенко, государственным секретарём Совета безопасности республики Андреем Равковым и министром обороны страны Виктором Хрениным Генсек Организации напомнил представителям СМИ, что в своё время «по инициативе Беларуси, было принято решения о юридическом оформлении статуса партнёра Организации, а также наблюдателя при ОДКБ».

- Решение принято, оно ратифицировано практически всеми государствами ОДКБ, … оно считается вступившим в силу, - сказал Станислав Зась, - Теперь будет вестись конкретная работа с теми государствами, которые рассматриваются как потенциальные кандидаты на получение этих статусов.

- Для чего это необходимо? – спросили журналисты.

- Для того, чтобы формировать пояс добрососедства вокруг нашего военно-политического блока, - ответил Станислав Зась.

Он также сказал, что «пока преждевременно называть конкретные страны, так как их выбирают и утверждают главы государств ОДКБ».

- Должны пройти определенные этапы, - заметил Генеральный секретарь ОДКБ. - Но поверьте, есть государства и международные организации, которые желали бы получить статус наблюдателя или партнёра ОДКБ.

… Здесь вполне уместно напомнить, что называется, историю вопроса… Юридически решение о создании институтов партнерства и наблюдателей в ОДКБ было принято главами государств Организации на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в ноябре 2018 года. В соответствии с ним статус партнёра ОДКБ может получить государство или международная организация, разделяющие цели и принципы ОДКБ, желающие установить и развивать с Организацией отношения взаимовыгодного сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес с принятием обязательств по участию в практических мероприятиях ОДКБ. В свою очередь наблюдатель при ОДКБ - это государство или международная организация, заинтересованные в изучении открытой нормативно-правовой базы, опыта и практики деятельности ОДКБ без принятия обязательств по участию в практических мероприятиях организации.

Одним из наиболее вероятных кандидатов в партнёры или наблюдатели ОДКБ эксперты называют Сербию. Например, в своё время сербские СМИ живо подхватили и вовсю комментировали заявление министра обороны республики Александра Вулина, когда тот сказал, что у его страны «нет планов стать членом ОДКБ или членом НАТО, но есть огромное желание углублять сотрудничество с ОДКБ и её членами». То, что сербам импонирует сотрудничество с ОДКБ – понятно. В Белграде не забыли варварские бомбардировки НАТО в конце девяностых, здесь прекрасно помнят и тот факт, что страна «и сегодня находится под прицелом геополитических амбиций балканских стратегов Белого Дома».

Да, руководством этой балканской страны в 2016 году был подписан с НАТО, так называемый, индивидуальный план партнерства (IPAP), в соответствии с которым сербская армия переводится под стандарты НАТО. Да, здесь регулярно проводятся натовские же военные учения. Тем не менее, опасаясь повторения войны с косоварами, в случае которой коллективный Запад наверняка окажется на стороне албанцев – официальный Белград старается заручится более действенной поддержкой влиятельных международных структур. И на первом месте здесь – ОДКБ. Если же говорить о практических шагах в этом направлении, то нетрудно заметить, что сербские военные всё чаще оказываются на тактических полях, где проводятся различные учения Организации Договора о коллективной безопасности, а также приглашают коллег из армий стран-участниц ОДКБ на собственные или совместные манёвры. Например, в сентябре 2017 года сербские военнослужащие наблюдали за учениями ОДКБ «Нерушимое братство», что проходили на территории Казахстана. То же самое было и годом позже… Кроме того, в учениях «Кобальт» в Казахстане было задействовано сербское разведывательное подразделение.

Что касается самой Сербии, то здесь нередко проводятся совместные учения с воинскими подразделениями Вооружённых сил стран-участниц ОДКБ. Скажем, летом минувшего года на базе специальной бригады Армии Сербии в городе Панчеве прошли очередные Международные российско-сербско-белорусские учения «Славянское братство – 2019». В манёврах приняли участие около 700 военнослужащих трёх стран, было задействовано более 50 единиц военной техники, 5 самолетов ВТА и три беспилотных летательных аппарата. А, например, в минувшем 2019 году под Белградом на авиабазе Батайница прошли манёвры российско-сербской группировки сил и средств ПВО «Славянский щит – 2019». Тогда «в рамках учения подразделения совместной группировки заступили на учебно-боевое дежурство по противовоздушной обороне Белграда, собственно, авиабазы Батайница и центрального промышленного района Сербии».

Уместно здесь будет вспомнить и недавний визит министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу в Белград, который на встрече с главой военного ведомства Сербии Александаром Вулиным заявил, что «Россия будет стараться сохранить темп сотрудничества с Сербией в военной сфере, которое вышло на принципиально новый уровень». Сергей Шойгу также отметил, что «сильная армия - это гарант суверенитета государства», и что «граждане Сербии по праву могут гордиться своими Вооружёнными силами». Так что многие эксперты вполне обоснованно полагают, что «получение партнёрского статуса в формате ОДКБ укрепило бы позиции Белграда в диалоге с западными партнёрами».

Также, по мнению экспертов, определённый интерес к участию в той или иной степени в деятельности ОДКБ просматривается и со стороны государств среднеазиатского направления. Здесь ни для кого не секрет, что сегодня 17 тысяч штыков Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ – едва ли не единственная сила, способная к быстрому развёртыванию, при возникновении чрезвычайных обстоятельств, например, на таджикско-афганской границе. Благодаря этому полноправные члены ОДКБ Таджикистан и Киргизия располагают надёжной защитой союзников по Организации. А вот, скажем, Узбекистану или Туркменистану в случае обострения ситуации в регионе, то есть, при активизации исламских радикалов или формирований международного терроризма, что окопались в северных районах Афганистана – оборонятся придётся в одиночку. Поэтому, нельзя исключать сближения этих стран с ОДКБ в вопросах коллективной безопасности, а, значит, и предоставления им, как говорят некоторые эксперты, «индивидуального статуса по определённым направлениям взаимодействия». Тем более, что тот же Узбекистан проявляет определённую активность в налаживании военного и военно-технического сотрудничества с Россией. Эксперты полагают, что «возможное обретение статуса партнёра ОДКБ, предполагающего более тесные связи, чем статус наблюдателя, позволило бы укрепить региональную роль этой центральноазиатской страны».

И ещё несколько слов о привлекательности ОДКБ для возможных, потенциальных кандидатов в наблюдатели или партнёры Организации. Начнём с того, что Организация Договора о коллективной безопасности – это объединённые силы не одной, не двух, а шести армий. Понятно, что наиболее мощная и оснащённая – это армия российская. Но и Вооружённые Силы остальных стран-участниц ОДКБ достаточно эффективны. Например, белорусская армия по праву считается одной из наиболее боеготовых в Европе. У неё нет суперсовременных систем вооружений, но что касается полевой выучки, имеющегося арсенала боевой техники – мало, кто из европейских соседей может здесь тягаться с белорусским солдатом. Примерно то же самое можно сказать о Вооружённых силах других стран-участниц Организации… Напомним также, что, например, в Армении, Таджикистане, Киргизии – располагаются российские военные базы, командование и личный состав которых очень эффективно взаимодействует с национальными армиями, а помимо прочего готовит для них младших специалистов – как, например, в Таджикистане.

К тому же, ОДКБ действительно живая, эффективная Организация, которая постоянно совершенствует свои боевые и прочие программы. Вот и в этом году стартует целая серия совместных мероприятий, которые способны придать серьёзный импульс борьбе с вызовами и угрозами коллективной безопасности. Среди этих мероприятий, например, уже ставшая традиционной антинаркотическая операция «Канал». Она пройдет в два этапа: силовики планируют перекрыть «северный маршрут» поставок наркотиков из Афганистана и принять меры в борьбе с распространением синтетических наркотиков. Штабы разместятся в Душанбе и Санкт-Петербурге. Кроме того, запланированы операции по пресечению нелегальной миграции «Нелегал» и по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий «Прокси».

Еще несколько учений предусмотрено планом совместной подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности. В Армении пройдут командно-штабное учение «Взаимодействие», специальное учение с силами и средствами разведки «Поиск» и специальное учение с силами и средствами материально-технического обеспечения Коллективных сил ОДКБ «Эшелон». Киргизия примет учение Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона «Рубеж», а Белоруссия - командно-штабное учение с миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство». В плане мероприятий также значится специальное учение со спасательными подразделениями МЧС и тактико-специальное учение «Кобальт» с силами специального назначения.

Ещё один немаловажный фактор – вооружение армий союзниц, и немалый технологический потенциал по его ремонту и модернизации. О чём идёт речь? Напомним, что осенью минувшего года в Москве под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Председателя Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ Юрия Борисова прошла Первая Международная военно-экономическая конференция Организации Договора о коллективной безопасности: «Военно-экономическое сотрудничество государств – членов ОДКБ: тенденции развития, проблемы и перспективы». Тогда же было объявлено: «предприятия военно-промышленного комплекса стран ОДКБ перейдут на единые, разработанные в России, технологические стандарты». Чем это оборачивается на практике? Взять, к примеру, Армению… Здесь не только производят более-менее серьезный ремонт боевой техники гюмринской российской военной базы, но и подумывают о том, как можно было бы взять на себя и её модернизацию, а так же поучаствовать и в обслуживании авиационной техники российской базы в Эрибуни. В Белоруссии имеется немало крепких предприятий, способных ремонтировать и модернизировать ту же авиационную технику. Одно из них - 558 Авиационный ремонтный завод, что в Барановичах, который специализируется на ремонте и модернизации авиационной техники, стоящей на вооружении белорусской армии, в частности, самолетов Су-22, Су-25, Су-27 (Су-30), МиГ-29, вертолетов Ми-8 (Ми-17), Ми-24 (Ми-35). И вот, как сообщил Станислав Зась в Минске, в нынешнем марте в Ереване пройдет выставка военной техники и вооружения, где вопросы военно-технического сотрудничества стран-участниц ОДКБ будут рассматриваться ещё более детально.

Другой важный момент – усиление позиции ОДКБ на международных площадках. Всем известно весьма плодотворное сотрудничество Организации с различными важными структурами ООН и ОБСЕ. Например, заместитель Генерального секретаря ООН по операциям по поддержанию мира Жан-Пьер Лакруа не раз говорил об использовании миротворческих сил ОДКБ в проводимых под флагом ООН международных операциях. Да, собственно, и Станислав Зась, касаясь в ходе минского диалога темы международного сотрудничества, положительно охарактеризовал взаимоотношения ОДКБ со структурами ООН в вопросах борьбы с терроризмом, миротворческой деятельности и так далее.

- Мы серьезно продвинулись во взаимодействии с Организацией Объединенных Наций по вовлечению нашего миротворческого потенциала и его включению в миссии ООН, - в частности заметил он, - А кроме того, у нас сложились хорошие отношения с ОБСЕ…

Кстати, в предстоящем мае, по словам Станислава Зася, «намечена встреча с Генеральным секретарём этой организации.

Так же, нелишне будет напомнить, что ОДКБ располагает весьма серьезным и обученным корпусом миротворцев в 3500 человек. А, например, у России, Армении и Казахстана уже имеется богатый опыт участия в международных миротворческих операциях. Так что экспертное сообщество вполне резонно полагает, что «ОДКБ способна внести заметный вклад в осуществление потенциальных миротворческих операций в Афганистане, Сирии, Ливии, в других странах, ставших жертвами геополитических экспериментов Запада». Несомненно и то, что «участие сил ОДКБ повысит авторитет любой международной миротворческой операции или операции по поддержанию мира под флагом Организацией Объединенных Наций», и что "ОДКБ способна стать одним из ключевых элементов системы коллективной безопасности на евразийском континенте".

Владимир Попов


Возврат к списку